ГЛАВОПРЕКЛОННАЯ МОЛИТВА

ГЛАВОПРЕКЛОННАЯ МОЛИТВА – молитва, во время чтения которой священником народ совершает главопреклонение. В богослужении древней церкви склонение головы как знак принятия заключительного благословения предстоятеля перед отпустом было очень распространено; со временем во многих традициях установились соответствующие молитвы для таких главопреклонений в конце различных служб. В православном богослужении главопреклонная молитва обычно предваряются возгласом диакона: «Главы наши Господеви преклоним». В константинопольских формулярах Божественной литургии, используемых православной церковью до настоящего времени, главопреклонная молитва на отпуст той или иной категории молящихся встречаются в четырёх местах литургии: 1) на отпуст оглашаемых (начале в литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста, Преждеосвящённых Даров; 2) на отпуст просвещаемых, т.е. оглашаемых, которые готовятся вскоре принять крещение (в настоящее время эта молитва читается лишь в чине литургии Преждеосвящённых Даров, начиная со среды четвёртой седмицы Великого поста и до Страстной седмицы включительно, но некогда в этот же период года она читалась и на полных литургиях); 3) после пения «Отче наш» (начало в литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста, Преждеосвящённых Даров (как показал Р. Тафт, эта главопреклонная молитва возникла как молитва на отпуст непричащающихся верных, чем следует объяснять и необычную форму дьяконского возгласа перед ней «Главы ваши Господеви преклоните» вместо «наши» и «преклоним»); 4) место главопреклонной молитвы на отпуст всех остальных молящихся занимает заамвонная молитва, не предваряемая обычным дьяконским возгласом, но сопровождаемая главопреклонением дьякона, призывающего этим склонить головы и верных. Главопреклонная молитва современных православных чинов вечерни и утрени также происходят из древней константинопольской традиции, где некогда использовались как заключающие службу молитвы, но в современных чинах праздничной и вседневной вечерни и вседневной утрени они читаются не в самом конце службы, а в составе её заключительной части – после просительной ектении и перед стихирами на стиховне.

 



 
PR-CY.ru