ГЕВОРГ СКЕВРАЦИ, Ламбронаци

ГЕВОРГ СКЕВРАЦИ, Ламбронаци (1246/1247 – 1301 гг.) – армянский учёный, вардапет, оратор, писатель, политический деятель. Начальное образование получил у своего дяди, епископа Григора Скевраци, в 1256–1257 гг. – у монаха Мхитара из монастыря Скевра (Киликия). Впоследствии Геворг Скевраци приобрёл основательное богословское и философское образование в Западной Армении, в школе, основанной Варданом Аревелци. В разных монастырях Киликийской Армении, в частности, в монастыре Скевра, Геворг Скевраци переписывал летописи, читал проповеди, преподавал. Принял непосредственное и активное участие в борьбе против унии Армянской и Римской церквей. В 1246/1247 – 1301 гг. был настоятелем Скеврского монастыря. Его научная подготовка и авторитет сыграли большую роль в развитии армянской богословской литературы. Геворга Скевраци  – автор наставления, гомилетических, поэтических, музыкальных и других сочинений, многих экзегетических произведений, в том числе толкований на «Деяния святых апостолов» (написано до 1289 г. по заказу Ованнеса Царебрата, брата киликийского царя Хетума I) и на Книгу пророка Исаии (1290–1291 гг., по приказу царя Хетума II). Составленные Геворгом Скевраци «предисловия» (вступления, прологи) и «оглавления» к книгам Ветхого и Нового Завета имеют огромное значение для изучения истории трансмиссии и комментирования библейских текстов. Труды по грамматике, где были разработаны и классифицированы правила законов силлабации, пунктуации, орфографии, артикуляции армянского языка в соответствии с внутренними грамматическими закономерностями, являясь важным вкладом в историю развития армянской письменности, служили учебниками и справочниками для многих поколений писцов рукописей. Геворг Скевраци является редактором сборников «Тонапатчар» (букв. – «Причины празднеств» – аналог синаксаря; 1267 г.) и гимнов («Шаракноца»), известного под названием «Хлкеци». Рукописные памятные записи свидетельствуют о том, что в деятельности Геворга Скевраци важное место занимала систематизация обрядов и празднеств Армянской церкви и последующая (после Ованеса III Одзнеци, VIII в.) редакция армянского свода церковных канонов. Он составил многочисленные молитвенные песни-проповеди, писал дифирамбы. В 1283 г. по просьбе Ованнеса Царебрата сочинил «Оду евангелисту Иоанну». Известен как один из мастеров художественного оформления книги и, как полагают исследователи, был придворным художником.

 
PR-CY.ru