«GLOSSA ORDINARIA» - Страница 3

В традиции «Glossa ordinaria» были написаны «Postillae» доминиканца Гуго Сен-Шерского, «Postilla literalis» и «Postilla moralis» францисканца Николая Лиры (ум. в 1349 г.), «Additiones» Павла из Бургоса (ум. в 1435 г.). Кризис глоссаторства был связан с упадком авторитета средневековой традиции и распространением идеи «Sola Scriptura». Первые аппараты глосс, созданные в первой половине XII в., принадлежали теологам и юристам-глоссаторам юстиниановских сводов. В 1180 гг. появились аппараты глосс канонистов (например, «Ordinaturus magister» к «Декрету» Грациана, 1180/1182 гг.), которые представляли собой совокупность комментариев к разделам текста Священного Писания или постановлениям правовых сводов и дописывались на полях рукописей. Они содержали различные виды глосс: на отдельные слова, фразы, параграфы, главки, разделы, на названия рубрик и титулов и т.д. – и носили характер компиляций, в них часто использовались глоссы различных авторов. Объём аппаратов обычно превосходил объём комментируемых текстов в два и более раза. В юридических школах Болоньи из-за борьбы сторонников Булгара и Мартина Госиа в середине – второй половине XII в. единые авторитетные комментарии появились лишь на рубеже XII и XIII вв.: в конце XII – начале XIII вв. большим влиянием пользовались глоссы Аццоне (ум. в 1220 г.) к «Кодексу», «Институциям», «Дигестам» и «Новеллам», а в качестве «Glossa ordinaria» во второй половине XIII в. были признаны аппараты глосс Аккурсия к «Кодексу», «Дигестам», «Институциям» и «Новеллам» Юстиниана (закончены в начале 1230 гг.; состоят почти из 100 тыс. отдельных глосс), а также его комментарии к своду феодального права «Ломбарда» («Libri feodorum»). Аппарат глосс Аккурсия, получивший название «Magna Glossa», в XIII–XVI вв. стал объектом активного комментирования постглоссаторов. «Glossa ordinaria» к правовым сводам использовались как в преподавании (заучивались студентами наряду с текстами законов), так и на практике, в судопроизводстве и административном управлении. Они не обладали обязывающей силой закона, но являлись источниками права, служили основой для правового толкования, для применения положений закона в конкретных ситуациях. Наибольшее развитие институт «Glossa ordinaria» получил в каноническом праве, что было обусловлено особым вниманием к этой области знаний церковных властей, контролировавших сферу вероучения и церковной дисциплины.

 



 
PR-CY.ru