«GLOSSA ORDINARIA» - Страница 2

В первую очередь, глоссами сопровождался текст Псалтири и Апостола. Развитие библейского глоссаторства на Европейском континенте связано с именем Валафрида Страбона (ум. в 849 г.), которому традиция, подкреплённая авторитетом первопечатных изданий, приписывала создание «Glossa ordinaria» (в XX в. такая атрибуция была отвергнута). Новый импульс развитию библейских глосс приходится на вторую половину XI в., когда появляется идея создания свода глосс для полной Библии. Ключевая роль в начале этого процесса, по мнению комментаторов XIII в., принадлежала Ансельму Ланскому (около 1100 г.), который составил глоссы к Псалтири, Евангелию от Иоанна, Павловым посланиям и, как полагают исследователи, на Песнь Песней. Его брат Радульф (ум. в 1131 или 1133 г.) составил глоссы к Евангелию от Матфея; кто-то из них или оба вместе – к Евангелию от Луки. Глоссы к Евангелию от Марка более позднего происхождения. Среди учеников Ансельма Ланского в качестве глоссатора прославился магистр Гильберт Универсал (около 1110 – 1120 гг. – диакон в Осере, а в 1128–1134 гг. – епископ Лондона), которому принадлежат глоссы на Пятикнижие, книги Пророков и Плач Иеремии, а также на книги от Иисуса Навина до второй книги Царств. Его имени приписываются также глоссы на 12 малых пророков. В Лане появились глоссы к Соборным посланиям и на Апокалипсис. К началу XIII в. глоссы, составленные в школе Лана и пользовавшиеся большим авторитетом, тем не менее, подверглись переработке. В XII в. в Сен-Викторском аббатстве в Париже возникает центр создания библейских глосс. В Париже впоследствии преподавал один из учеников Ансельма и Радульфа – Гильберт Порретанский (ум. в 1154 г.). Глоссы Ансельма значительно расширил Пётр Ломбардский (ум. в 1160 г.). Его труд был назван «Magna glosatura» («Великие глоссы»), комментарий Гильберта – «Media glosatura» («Средние глоссы), Ансельма - «Parva glosatura» («Малые глоссы»). На основании изучения этих комментариев велось преподавание в Парижском университете. Стандартный текст глосс оформился к XIII в., определение «ordinaria» появляется не раньше XIV в. В рукописях библейский текст помещался посередине, а по краям (marginalis) и между строк (interlinearis) находились глоссы (в эпоху позднего Средневековья считалось, что первые принадлежат Валафриду, а вторые – Ансельму). Комментарии заимствовались преимущественно из латинских переводов сочинений Оригена, Амвросия Медиоланского и Амброзиастера, Иеронима Стридонского, Августина Блаженного, Григория Великого, Кассиодора, Беды Достопочтенного, Алкуина, Рабана Мавра, Валафрида Страбона, Иоанна Скота Эриугены, Пасхазия Радберта, Ремигия и Гаймона Осерских, Беренгара Турского, Ланфранка Бекского и Гильберта Универсала. Пётр Ломбардский включил в состав «Magna glosatura» комментарии жанра quaestiones (вопросы).

 



 
PR-CY.ru