ГУМБЕРТОВ Менандр - Страница 2

Немногословное описание странствий Менандра Гумбертова в поисках истины в «Великую Греко-Римскую монархию» и в «Еллиногреческую землю», лишённое даже намёка на знакомство с живой реальностью, представляет такой же искусственный конструкт, вышедший из-под пера старообрядческого книжника XVIII в., как и свидетельство о родной земле «вопрошателя». Фамильное прозвище Менандра Гумбертова (от имени Гумберт) как будто указывает на его связь с католицизмом. С таким прозвищем он мог бы быть болгарским католиком (например, оболгарившимся саксом-рудокопом), семья которого эмигрировала из страны после разгрома турками Чипровского восстания 1688 г. Однако эта тема ни в «Манифесте...», ни в «Вопросах...» никак не затронута. Лексика памятника, по мнению исследователей, лишена вполне ожидаемых для этого времени спорадических новоболгарских форм, непереведённых грецизмов и тюркизмов, и это исследователи не могут объяснить только редакционным вмешательством составителей ответов на «Вопросы...» Менандра Гумбертова (старообрядцы обычно очень внимательно относились к тексту и, как правило, глоссировали непонятные и редкие слова, а не заменяли их безоговорочно). Напротив, в языке исследователи замечают некоторые рутенизмы (например, «мових») и явные новации петровской эпохи (само название обращения Менандра Гумбертова – «Манифест...»). Всё это заставляет исследователей рассматривать «Манифест...» Менандра Гумбертова и личность его автора в ряду старообрядческих идейно-литературных мистификаций и фальсификаций XVIII в., таких как «Апокалипсис седмитолковый, напечатанный при царе Иване Васильевиче», «Слово инока Захарии от Старчества об антихристе» со ссылкой на краковское издание 1545 г., Требник Киевского митрополита Михаила (Рогозы), якобы напечатанный в 1590 г. в Киево-Печерской лавре, обличительная «Повесть о ерархе нашем Никоне», епитимийно-канонические правила о чае, кофе и табаке, приписываемые патриарху Феодору IV Вальсамону и Иоанну Зонаре, и др. Интерес к Тырнову как столице существовавшего в древности православного славянского государства проявлялся в петровскую эпоху не только в старообрядческой среде. Так, из Тырнова (согласно пространной редакции недостоверной родословной легенды, составленной в 1690 г.) выводили свой род московские дворяне Воейковы. Псевдоним в имени Менандра Гумбертова подозревал уже первооткрыватель приписываемых ему сочинений Павел Михайлович Строев. Талантливого старообрядческого (выговского) автора (не касаясь вопроса о реальности имени) в Менандре Гумбертове видит Николай Юрьевич Бубнов. Анатолий Тимофеевич Шашков, отстаивающий в ряде работ историчность личности Менандра Гумбертова, не приводит убедительных доказательств в поддержку своей точки зрения.

 



 
PR-CY.ru