ГУМБЕРТ - Страница 4

К константинопольскому циклу принадлежит также «Краткая и сжатая памятная записка» о посольстве в Константинополь, где описываются события с 24 июня (диспут с Никитой Стифатом) до 16 июля 1054 г. (булла об отлучении Константинопольского патриарха). Приводится текст анафематствования, произнесённого Гумбертом, в котором он обвиняет греков в употреблении квасного хлеба при совершении евхаристии, называя эту практику ересью прозимитства (квасничества). Не все западные богословы разделяли ригоризм Гумберта, особенно в вопросе об опресноках. Через 50 лет после него латинский экзегет Бруно Астийский (Солерийский) считал, что обе традиции имеют основания в Евангелии и обе издревле существовали в церкви, поэтому вопрос об опресноках не может служить поводом для разделения с греками. Говоря о внутренних проблемах Западной церкви, в сочинении «Libri tres adversus simoniacos» («Три книги против виновных в симонии») Гумберт расширяет понятие симонии – это не только получение священного сана за деньги, но и любое назначение на церковные должности представителями светской власти. Неприятию вмешательства мирян в церковные дела посвящена третья книга сочинения. В двух первых Гумберт писал, что не следует признавать действенности посвящения, совершённого виновными в симонии, и необходимо требовать повторного совершения таинства. Таким образом, в этом вопросе он занял позицию, схожую с донатистской. Прочие сочинения Гумберта известны исследователям во фрагментах или по цитатам из сочинений других авторов (например, в «Изложении веры Беренгара», составленном для Римского Собора, 1099 г.). Интерес для исследователей заслуживают два фрагмента, известных под общим названием «О святой Римской Церкви», которые во многом совпадают с текстом из «Трёх книг против виновных в симонии»: Гумберт развивает учение о папстве как о единственном носителе священства, прочие епископы являются обладателями этого дара только по общению с папой. Защищая папу Римского как неподсудного никому, он вместе с тем делает исключение для пап, отступивших от католической веры. Эта позиция, принятая многими сторонниками григорианской реформы, впоследствии стала основой для возникновения в начале XII в. дела о «ереси папы Пасхалия II». Обвинявшие Пасхалия II в ереси прелаты исходили из позиций, сформированных Гумбертом, – светская инвеститура является ересью симонии, а папа, уступивший, хотя и под нажимом, императору, – еретик. Авторство других сочинений, приписываемых Гумберту, оспаривается. Ему, как полагают исследователи, принадлежит канонический сборник 74 титулов, созданный в кругу папы Льва IX, – собрание изречений и мнений отцов церкви («Diversorum Patrum Sententiae»), в том числе в сборнике цитируются «Лжеисидоровы декреталии». Среди ранних произведений Гумберта, написанных ещё в Лотарингии, – Житие св. Деодата, Житие св. Хидульфа, Книга о преемниках св. Хидульфа.



 
PR-CY.ru