Словарь по христианству Ф ФЕОФИЛАКТ

ФЕОФИЛАКТ

ФЕОФИЛАКТ (Горский; ум. в 1788 г.) – епископ Коломенский и Каширский, писатель. Учился в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1758 г. был пострижен в монашество и в том же году определён в академию учителем анагогии. Возведённый в 1759 г. в сан иеродиакона, был назначен учителем синтаксимы, а в 1762 г. посвящён в иеромонахи и сделан учителем риторики. В 1767 г. был переведён на философию, с 20 мая 1768 г. до 1770 г. был префектом академии, а в октябре 1769 г. стал её ректором; пробыл ректором до 1774 г. После ухода из академии, с 1774 г. – архимандрит Донского монастыря. Хиротонисан во епископа Переяславского и Коломенского 18 сентября 1776 г., а 6 мая 1788 г., в связи упразднением Переславской епархии, назначен епископом Коломенским и Каширским. В сентябре 1788 г. скончался. Феофилакт Горский известен как духовный писатель. Главный труд – «Гармония и Толкование на всё Священное Писание» (рукописное сочинение). По мнению русского религиозного философа Михаила Михайловича Тареева (1867–1934 гг.), Феофилакт – один из основателей собственно отечественной традиции религиозно-философской мысли. Наряду с митрополитом Платоном (Левшиным; 1737–1812 гг.) он стал выразителем метода анагогии (приёма раскрытия и доказательства существовании недоступного для непосвящённых), требующего синергического одухотворения «внешности красящегося слога», или буквы, что позднее дало повод некоторым авторам упрекнуть Феофилакта в компилятивности. Напротив, для него характерно подчёркивание «сокровенности» своей мысли или духовного опыта. Будучи ректором академии, Феофилакт составил систему богословия, которая была напечатана в Лейпциге на латинском языке в 1784 г. (СПб., 1818 г.) под названием «Ortodoxae orientalis ecclesiae dogmata, seu doctrina christiana de credendis et agendis», в двух частях. В этом сочинении излагается учение о Боге Самом в Себе и в отношении к делам Его; о происхождении и состоянии первобытного человека до и после падения; о домостроительстве божественного спасения человечества; о спасении и конечной судьбе человека. Затем излагается нравственное христианское учение по обычной тогдашней школьной схеме. Это сочинение, по мнению исследователей, не совсем самостоятельно, во многом повторяет другие системы; заметно следование Иоганну Францу Буддею (1667–1729 гг.) и Иоганну-Эрнсту Шуберту (ум. в 1774 г.). Книга эта была издана вторично комиссией духовных училищ в 1818 г. для руководства в семинариях. Другое догматическое сочинение Феофилакта («Догматы христианской православной веры») составляет сокращение первой части первого сочинения (издано сначала им в Москве в 1773 г. на латинском и на русском языках; в том же году издано в Москве профессором Иоганном-Готфридом Рейхелем (1727–1778 гг.) на немецком и русском языке, с посвящением великой княгине Наталии Алексеевне; в 1792 г. было новое издание на русском и французском языках). Феофилакту принадлежит и несколько проповедей: надгробное слово митрополиту Тимофею Щербицкому (М., 1767 г.), слово на день Андрея Первозванного (М., 1776 г.), слово на день Петра и Павла (М., 1776 г.) и др. Лит.: Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина. Изд. 3-е. М., 1995; Смирнов С.К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855; Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы. Чернигов, 1863. Кн. 2; Бронзов А.А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1901.

 
PR-CY.ru