Словарь по христианству Ф ФЕОДОСИЙ I

ФЕОДОСИЙ I

ФЕОДОСИЙ I – Александрийский патриарх с 9 февраля 535 г. по 537 г., монофизит. Был последним Александрийским патриархом, признававшимся как коптами, так и православными. На Александрийскую кафедру был избран при поддержке лидера антихалкидонитов Антиохийского патриарха Севира (512–518 гг.), который после воцарения Юстина I (518–527 гг.) бежал в Александрию, где вступил в спор с Галикарнасским епископом Юлианом. Обе стороны в 535 г. выдвинули своих претендентов на Александрийскую кафедру: Севир – Феодосия, которого поддерживали значительная часть клира и светская власть, Юлиан – Гайана, которого поддерживали монахи и местное население от верхних до нижних его слоёв (факт, характерный для настроения египтян). Тем не менее, Феодосию выпала более значительная роль: он (с Севиром) стал иерархическим родоначальником Яковитской монофизитской церкви, получившей своё название от Иакова Барадея. В борьбе с юлианистом (автардокетом) Александрийским патриархом Гайяном (535–537 гг.) Феодосия I поддержал император Юстиниан I Великий (527–565 гг.). В это время в лоне монофизитов возник так называемый тритеистский спор, поводом к возникновению которого один православный полемист (Леонтий Византийский) полагает такой случай. В прениях с православными монофизиты выдвинули излюбленное возражение: если во Христе два естества после соединения, то в Нём и два Лица, две Ипостаси. Но им возражали: в Святой Троице Три Лица. Но при этом нельзя сказать, что в Ней три естества, три существа. В интересах самозащиты монофизиты были вынуждены допустить, что в известном смысле можно сказать, что в Боге и три естества, и три существа. Образовалась партия епископов, которая старалась подвести патристические основания для своей доктрины. Материально её поддержал внук императрицы Феодоры Афанасий, а перешедший в секту даровитый александрийский грамматик Иоанн Филопон попытался обосновать это учение и философскими доводами. Севериане с Феодосием Александрийским во главе боролись против этой новой партии. В 549 г., уже находясь на покое, Феодосий I издал речь против тритеитов, а в 566 (или 567) г. в Константинополе состоялось было соглашение, уничтоженное потом протестацией. Осенью 535 г. Феодосию I пришлось удалиться из Александрии в Константинополь из-за симпатий александрийцев к его противнику Гайану. В 537 г., отказавшись признать Халкидонский собор, он был низложен и отправлен в крепость под Константинополем. На его место патриархом был избран халкидонит Павел Тавеннисиот (539 – 540/541 гг.), однако многие египетские христиане продолжали признавать своим патриархом Феодосия I. Происходившая в то время борьба между православными и монофизитами не являлась борьбой двух церквей; это была, скорее, борьба двух богословских направлений или двух философских течений. Разделения церквей не было вовсе, пока Иаков Барадей (ум. в 578 г.), получив от Феодосия I секретное позволение поставлять не только пресвитеров, но и епископов, не создал для упрочения существования монофизитства особую иерархию, отдельную от православной. Этот раскол на сторонников и противников Халкидонского вероопределения продолжается в Александрийской церкви до настоящего времени. До конца жизни Феодосий I находился в почётном заключении в Константинополе. После его смерти египетские антихалкидониты (копты) избрали его преемником Петра IV (642/644 – 651/654 гг.). Память Феодосия I отмечается в коптских синаксарях в 28-й день месяца бауне (22 июня ст.ст./5 июля н.ст.), в день его смерти.

 
PR-CY.ru