ФЕОФИЛ - Страница 3

Прибыв в Рим, Руфин встретился там с неким Макарием, который предполагал писать сочинение против математиков (занимавшихся астрологией). Макарий, много слышавший об Оригене, хотел узнать о нём мнение Руфина. По его просьбе Руфин перевёл книгу Памфила Кесарийского (ум. в 310 г.) в защиту Оригена, а затем (по его же просьбе) принялся за перевод одного из сочинений самого Оригена. Но он понимал, что Запад не в состоянии будет отнестись к этому произведению с исторической точки зрения, а потому, воспользовавшись заметкой, сделанной им в предшествующем переводе, что сочинения Оригена искажены в некоторых местах еретиками, он некоторые пункты переправил, а в предисловии имел неосторожность с похвалой отозваться о пресвитере Иерониме, как почитателе Оригена. Последствия этого не заставили себя долго ждать. Даже и в переправленном виде многое в переводе отзывалось решительной ересью. Западные богословы, прочитав, встревожились, заподозрив православие Иеронима. Тот вспылил, сделал буквальный перевод, где в предисловии решительно отказывался от всякой солидарности с Оригеном. Из-за этого инцидента завязалась полемика между прежними друзьями, которые принялись взаимно разбирать прошлое и унижать друг в друге всё высокое. Дело дошло до того, что Иероним издевался над акцентом Руфина и называл его свиньёй, а Руфин платил той же монетой: за то, что Иероним имел смелость ознакомиться с еврейским языком от иудея (некоего Барханина), Руфин называл его учеником Вараввы. Из-за этого спора в Египте произошли осложнения. В скитской пустыне Египта было много монашествующих, которые представляли Бога в телесном виде. В 399 г. Феофил в пасхальном послании разразился против тех, которые представляли Бога в чувственном образе (в то время он стоял на стороне оригенистов). Это послание вызвало волнение в главной массе египетского монашества. В один прекрасный день огромная масса вооружённых монахов ворвалась в Александрию и, соединившись с фанатичной чернью, потребовала от Феофила осуждения Оригена. В минуту опасности Феофил нашёлся, вышел к ним и сказал: «Отцы, я смотрю на вас, как на образ Божий» (т.е. высказался против Оригена). Спорящие были удовлетворены, увидев, что Феофил признаёт образ Божий, приняли благословение и ушли успокоенные. Порвав с эллинистическими традициями александрийской школы, Феофил теперь примкнул к стороне антиоригенистов и стал громить Оригена, встав на путь демагога, который должен был привести его к господству в церкви или сделать главой секты. Дело осложнилось его столкновениями с Исидором и нитриотами (монахами нитрийской пустыни). Пресвитер Исидор был посвящён при Афанасии Великом, занимал место главного начальника, заведующего церковной благотворительностью. Феофил был многим ему обязан по следующему делу. В 394 г. император Феодосий I Великий (379–395 гг.) отправился на войну против узурпатора Флавия Евгения (ум. в 394 г.).

 



 
PR-CY.ru