Словарь по христианству Ф ФЕОДОТ I Милиссин Касситера

ФЕОДОТ I Милиссин Касситера

ФЕОДОТ I Милиссин Касситера – Константинопольский патриарх с 1 апреля 815 г. по январь 821 г. Происходил из фамилии Мелиссонос и был родственником императора-иконоборца Константина V Копронима (741–775 гг.), до возведения на патриарший престол был начальником лейбгвардии (протоспафарием). Феодот, давно сочувствовавший иконоборцам, не имел какого-либо богословского образования. По словам византийского летописца Георгия Монаха (IX в.), он был совершенно необразован и «безгласней рыб». Стал патриархом перед вторым иконоборческим Собором, созванным в 815 г. императором Львом V Армянином (813–820 гг.) для отмены решений седьмого Вселенского собора. Собор состоялся в Великой церкви (Святой Софии) вскоре после Пасхи. На него призвали для увещевания православных митрополитов и епископов, но, выслушав от них обличение себе, изорвали на них одежды и отправили в темницу. Через несколько дней православных снова вызвали для увещеваний, которые закончились поруганиями, побоями и анафемой. Собор примкнул к решениям «Вселенского Влахернского» Собора 754 г., но лишь в основных чертах, а не в подробностях (впрочем, существенных): отметая иконопочитание, он до определённой степени признавал иконы. Приказав вынести иконы, стоящие низко, отцы позволили оставить на свих местах те, которые находились на возвышенных местах, для того, чтобы живопись служила вместо Писания, лишь бы они не делались предметом почитания для необученных и нетвёрдых (в вере), и запретили возжигать перед ними светильники и воскурять фимиам. Решения Собора были торжественно опубликованы. Против верных православию началось гонение с истязанием и ссылками. С игуменов монастырей была взята (многими дана) подписка не сходиться вместе и не учить иконопочитанию. Гонение коснулось и Феодора Студита (759–826 гг.). Ещё 25 марта он совершал вокруг Студийского монастыря крестный ход с высоко поднятыми иконами. Феодор Студит решительно отказался признать Феодота I патриархом и, дважды получив приглашение прибыть на Софийский собор, ответил посланием, в котором твёрдо признавал своим патриархом Никифора I (806–815 гг.), защищал Никейский собор и иконопочитание и решительно отказался войти в церковное общение с иконоборствующими отцами. Отправленный в изгнание со своими верными учениками, Феодор претерпел и жестокие побои воловьими жилами, и утончённую пытку голодом. Царствование Льва V Армянина не было продолжительным. В 820 г. был арестован по обвинению в заговоре начальник дворцовой стражи Михаил. Узнав, что после праздника Рождества Христова его казнят (казнь была отложена по просьбе императрицы), Михаил пригрозил своим сообщникам выдать их, если он не освободят его как можно скорее. Сообщники, переодевшись священниками, вошли во время утрени 25 декабря в дворцовую церковь и, во время пения ирмоса 7 песни канона, с обнажёнными мечами напали на Льва. Вышла суматоха. Император бежал в алтарь и, защищаясь крестом, просил о пощаде, но ему ответили: «Теперь время не пощады, а убийства». Один из заговорщиков перерубил царю и крест, и руку, другой отрубил голову. Михаила вывели из темницы и, ещё с цепями на ногах (ключ от них был у Льва), провозгласили императором. Православные встретили эту политическую перемену со слишком живой радостью, ожидая восстановления иконопочитания. Михаил II Бальба (820–829 гг.), напротив, решил строго охранять status quo. Новый император не брал на себя труда решить, хорошо или плохо постановили его предшественники. Единственное отступление от status quo, которое Михаил II был готов дозволить, звучало так: «Глубокое молчание да будет об иконах, и потому пусть никто не смеет и поднимать речь об иконах (в ту или другую сторону), но да будет совершенно устранён и удалён и Собор Константина (754 г.), и Тарасия (787 г.), и ныне бывший при Льве (815 г.) по этим вопросам». Он возвратил из ссылки православных, сосланных Львом V, и обещал не преследовать их за веру. Объяснения с православными епископами и Феодором Студитом не дали результата. Православные требовали восстановления патриарха Никифора I и Собора (Вселенского или Поместного), но подтверждённого папой Римским. Император готов был восстановить Никифора I, если он согласится признать status quo. От прения с иконоборцами, предложенного императором, православные отказались. Таким образом, император остался при официальном иконоборчестве. Преемником Феодота I на Константинопольской кафедре стал епископ Силлэйский Антоний I Кассимата (821 – 836/837 гг.). Впрочем, православные (видимо, до последнего года царствования Михаила) были в покое, и домашнее чествование икон гонению не подвергалось.

 
PR-CY.ru