Словарь по христианству Ф ФЛАВИАН

ФЛАВИАН

ФЛАВИАН – Константинопольский патриарх в 447–449 гг., византийский теолог, исповедник, почитается в лике святителей как Восточной православной, так и Римско-католической церквами, память в православной церкви 8 февраля (по юлианскому календарю), в католической церкви 8 февраля и 24 ноября. Занимал кафедру при византийском императоре Феодосии II Младшем (408–450 гг.) и его сестре Пульхерии (ум. в 453 г.). Сначала он был пресвитером и сосудохранителем в соборной церкви. На патриарший престол был возведён после смерти Прокла (434–446 гг.). В этот период истории внутренние смуты и ереси раздирали церковное единство. Приближённый к императору евнух Хрисафий, который был сторонником ересиарха Евтихия, старался восстановить против него императора. Противником Флавиана был также Александрийский патриарх Диоскор, который не хотел признавать постановления второго Вселенского собора (381 г.), поставившего Константинопольского епископа вторым по значимости после папы Римского. Поэтому Александрийский епископ, лишившись второго места, не желал писать к Флавиану, не хотел признавать его самостоятельным епископом, а считал его суффраганом Ираклийского митрополита. В Константинополе влиятельные лица Восточной империи были на стороне монофизитов. Под их влиянием была императрица Евдоксия, стремившаяся отстранить от двора сестру императора Пульхерию, сильно влиявшую на брата и защищавшую Флавиана. В 448 г. Флавиан созвал в Константинополе поместный Собор из сорока епископов, на котором была рассмотрена ересь Евтихия, утверждавшего лишь одно естество (божественное) в Иисусе Христе (ересь монофизитства). Упорствующий в своём заблуждении Евтихий был отлучён от церкви и лишён сана. Однако Константинополь был епископским городом без подчинённых ему кафедр, поэтому о правильных Соборах здесь не могло быть и речи. Во главе епископов провинции стоял Ираклийский митрополит, так что епархиальные Соборы должны были созываться в Ираклии. Соборы Фракийского диоцеза также должны были созываться в Ираклии, но обычно созывались в Константинополе. Поскольку у Константинопольского епископа не было определённого круга подведомственных епископов, обязанных являться на эти Соборы, то на них приглашали всех епископов, находившихся в то время в Константинополе. Поскольку на этих Соборах присутствовали епископы всех христианских стран, круг дел, на которые простиралась компетенция Собора, был очень велик (здесь разрешались вопросы по самым разнообразным делам и для самых различных частей христианского мира). Именно на таком Соборе 448 г., когда заседание уже закончилось, неожиданно для Флавиана Дорилейский епископ Евсевий, суффраган Синнадского митрополита, подал письменное обвинение в ереси против Евтихия. Согласно историческим свидетельствам, Евсевий до седых волос оставался младенцем, хотя занимал такие должности, на которых можно было набраться достаточно опытности. Проявляя необузданную ревность против Нестория, он, в частности, окриком остановил его проповедь, так что дальнейшая часть проповеди составляла уже его опровержение. В награду за его усердие Евсевия произвели в епископы. На все доводы Флавиана (взять назад своё обвинение и ждать разрешения дела Евтихия) он остался непреклонным. Но это не могло быть решено в одно заседание из-за отсутствия обвиняемого. Поэтому было решено вызвать Евтихия на другой день. Флавиан делал всё от него зависящее, чтобы Евтихий покаялся в своих заблуждениях и примирился с церковью, обещая ему полное прощение. Евсевий, опасаясь, чтобы его не сочили за клеветника, стоял на том, что он докажет, что Евтихий и в прошлом держался еретических убеждений, и зорко следил за обвиняемым. Евтихий сначала отказался явиться на Собор, сославшись на обет не выходить из монастыря, потом сослался на постигшую его болезнь.

 



 
PR-CY.ru