ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - Страница 3

Теофания (Богоявление) Филона Александрийского многоступенчата, высшими силами он считал креативную («Благо») и управляющую («Власть»). Эти «силы» Яхве создаёт посредством венца своего творения – Логоса. Понятие Божественного Логоса двойственно – он и трансцендентен, и имманентен миру, поскольку именно Он выражает присутствие трансцендентного Бога в мироздании. Логос («Слово») является локусом идей (эйдосов), инструментом и элементом творческой мысли Бога. Бог активизирует эйдосы-потенции («сперматические логосы» в философии стоиков), которые, в свою очередь, вызывают к жизни последовательно духовный и материальный миры и человека. Филон Александрийский отвергал идею космокреации ex nihilo (из ничего). Исследователям не вполне ясны функции двух (сотворённых) действующих начал в его онтологии: Софии («матери всего сущего») и Справедливости (у пифагорейцев – Дике). Вероятно, введением этих фигур он пытался примирить различные точки зрения на ветхозаветную «Софию-Премудрость Божию». Таким образом, Филон Александрийский в своём учении проявляет себя посредником между философией и Откровением – и в этом его значение. Он был апологетом иудейства, но своим экзегетическим методом оказал большое влияние на последующее богословие своим учением о Логосе. Однако отвлечённость греческой теологии, колебавшейся между пантеизмом стоиков и дуализмом платоников, отразилось и на его учении. Бог т Филона Александрийского трансцендентен, безусловно отличен от мира по Своему существу; но вместе с тем Он раскрывается в нём, имманентен, присущ ему в Своих силах и Своём Слове. Между миром и трансцендентным Божеством посредниками выступают «силы» Божества, образующие и проникающие мир: благость, могущество, справедливость, мудрость или слово. В своей этике и антропологии Филон Александрийский придерживается платонических, стоических и отчасти кинических взглядов: по образу Бога была создана бессмертная разумная душа человека, плоть – темница духа, результат грехопадения, чувственность – корень греха. Отсюда его аскетическая этика, где он сближается не только со стоиками, но и с современными ему киниками в стремлении к умерщвлению чувственности и упрощению жизни. Однако мораль Филона Александрийского выходит за пределы всякой греческой философии, получая новую, религиозную окраску: она проникнута сознанием греховности человека, неспособного побороть чувственность и спастись собственными силами; единственным источником добра является Бог. Отсюда цель человеческой жизни – Богопостижение, доступное лишь мудрецу и аскету в экстатическом состоянии. Чтобы достичь этой цели, необходимо «взращивать» в себе божественные «насаждения», добродетели, которые Филон Александрийский рассматривал как благодатные дары. В традиционной иудейской среде эклектичная философия Филона Александрийского отклика не нашла, но его труды заложили фундамент методологии Александрийской школы богословия, ярчайшими учителями (катехетами) которой стали Ориген (около 185 – около 254 гг.) и Климент Александрийский (около 150 – около 217 гг.).

 



 
PR-CY.ru