ФЕОДОСИЙ II МЛАДШИЙ - Страница 2

Император был весьма благочестив, любил распевать церковные гимны и однажды на ипподроме устроил вместо ожидавшихся зрителями ристаний грандиозный молебен, которым лично дирижировал. Историк Сократ Схоластик (около 380 – после 439 гг.) писал: «Никто не видел его разгневанным. Некто из ближних спросил его: почему ты никогда не наказываешь смертью человека, тебя оскорбившего? – «О, если бы, – отвечал тот, – возможно было мне и умерших возвратить к жизни... Не великое и не трудное дело убить человека, но, раскаявшись, воскресить умершего не может никто, кроме Бога». Из традиционных развлечений Феодосий II предпочитал охоту, к военным упражнениям страсти не проявлял, хотя физически был крепок. Обладавший незаурядными способностями и наделённый несомненными душевными достоинствами, он, тем не менее, вошёл в историю как безвольный и посредственный правитель, во всём подчинявшийся приближённым – сначала сестре, затем жене, а после 441 г. и почти до самой смерти – любимому евнуху Хрисафию. Его считали государем легковерным, всяким ветром носимым, оттого он часто подписывал бумаги, вовсе не читая их. В правление этого императора государству пришлось много и с различным успехом воевать. В 420–422 гг. его полководцы отразили в Месопотамии натиск армий персидского шахиншаха Бахрама V, годом позже в Равенне скончался от водянки Гонорий, власть над Западной Римской империей узурпировал самозванец Иоанн, и Константинополь против него выслал войска. К 425 г. с Иоанном было покончено, а на равеннский престол под давлением Востока вступил Валентиниан III с матерью, Галлой Плацидией, приходившейся Феодосию II тёткой по отцу. Ослабленные схватками соперничавших западных полководцев Аэция и Бонифация Испания и Африка к 435 г. стали добычей предводителя вандалов Гизериха. После ряда безуспешных попыток отразить натиск завоевателя, западное правительство было вынуждено признать его власть на захваченных территориях. Феодосий II решил вмешаться, но поход византийских легионов, предпринятый около 443 г., окончился неудачно и никак не изменил создавшегося положения. Кроме тяжёлых войн государство потрясали религиозные раздоры. В 428 г. император пригласил в Константинополь занять кафедру патриарха знаменитого проповедника Нестория (428–431 гг.), родом перса, настоятеля одного из антиохийских монастырей, который отстаивал положение о разделении божественной и человеческой сущностей во Христе, чем резко настроил против себя Александрийского  патриарха Кирилла. Кирилл добился от Феодосия II созыва для осуждения взглядов Нестория Вселенского собора, состоявшегося в 431 г. в Эфесе (Несторий был низложен и отправлен обратно в Сирию). Другая серьёзная ссора вспыхнула через 15 лет между теологом Евсевием и Константинопольским патриархом Флавианом, с одной стороны, и ересиархом монофизитов Евтихием – с другой. Добившись осуждения последнего на поместном соборе 448 г. в столице, Евсевий и Флавиан торжествовали недолго. По инициативе и под председательством Александрийского патриарха Диоскура, большого приятеля императорского фаворита Хрисафия, в Эфесе в 449 г. собрался Вселенский собор, восстановивший Евтихия и осудивший Флавиана и Евсевия (за атмосферу грубого нажима и откровенного террора со стороны Диоскура этот Собор получил наименование «разбойничьего»). Однако победа монофизитов была непрочной: Халкидонский собор 451 г. подверг их окончательному осуждению.

 



 
PR-CY.ru