Словарь по христианству Ф ФОТИЙ I ВЕЛИКИЙ

ФОТИЙ I ВЕЛИКИЙ

ФОТИЙ I ВЕЛИКИЙ – Константинопольский патриарх с 857 по 867 и вторично с 878 по 886 гг.; самая крупная фигура в Византии IX в. Его рождение исследователи относят приблизительно к 820 г. Отец Фотия, человек знатного происхождения, находившийся в родстве с патриархом Тарасием (784–806 гг.), много претерпел от иконоборцев (см. Иконоборчество) за свой строго православный образ мыслей, лишившись должности и имущества (по некоторым сведениям принял мученическую смерть). Тем не менее, Фотий получил блестящее образование и приобрёл обширные и глубокие познания в богословских, философских и других науках. После полного застоя духовной жизни, продолжавшегося с середины VII в. до окончания иконоборческого периода, внезапное появление столь разностороннего и плодовитого писателя и учёного, каким был Фотий, свидетельствует о наступлении литературного и культурного возрождения в Византии, достигшего своего апогея в XII–XIII вв. Его карьера начиналась в царской гвардии и продолжалась в государственной канцелярии. В доме Фотия собирались любознательные люди, с которыми он делился плодами своих занятий. Беседы на филологические и философские темы сменялись беседами богословского характера. Располагая богатейшей, собранной им самим библиотекой, Фотий прочитывал со своими учениками избранные места из различных сочинений и метко оценивал их со стороны формы и содержания. Зато его властная натура требовала от учеников безусловного повиновения. Даже впоследствии, когда он занимал патриарший престол, дом его продолжал быть средоточием живой умственной деятельности. Он не знал ни одного языка, кроме своего родного греческого; даже латинский и еврейский языки, без которых трудно обойтись любому богослову, были ему незнакомы. Это объясняется тем, что Византия в IX в. ещё сохраняла положение мировой державы, и византийцы, подобно своим предкам (эллинам) довольствовались собственной культурой и склонны были смотреть на другие народы, не исключая «латынян», как на варваров. Фотий был настоящим византийцем, что помогло ему встать во главе церковного и национального движения против Рима. В Константинополе в 858 г. совершился церковный переворот: молодой царь Михаил III Пьяница, за которого империей управляли жена императора Феофила (829–842 гг.) Феодора и её брат Варда, по совету своего дяди (Варды) сместил патриарха Игнатия (847–858, 867–877 гг.) и удалил его в изгнание. В преемники ему был назначен Фотий, что объясняется его общепризнанной учёностью, родством с патриархом Тарасием и даже с царским домом: сестра царицы Феодоры (царевна Ирина) была замужем за братом Фотия, патрицием Сергием. То обстоятельство, что Фотий возводился в патриархи прямо из мирян, не составляло препятствия в глазах поддерживающей его партии, т.к. при подобных же обстоятельствах становились патриархами Тарасий и Никифор I (806–815 гг.); однако в глазах игнатиан он был узурпатором. В течение нескольких дней Фотий прошёл все ступени священства (до епископства включительно) и 25 декабря 858 г. занял патриарший престол в Константинополе. Завязалась полная трагизма борьба между игнатианами и фотианами, начало которой исследователи советуют искать не в личных отношениях вождей обеих партий, а в предшествующей истории византийской церкви, особенно в отношениях, господствовавших в Византии во время правления просвещенного патриарха Мефодия I (843–847 гг.). Вся его многочисленная партия не могла не тяготиться правлением Игнатия, который был ревностным аскетом и покровителем монахов, особенно монахов Студийного монастыря, не сочувствовавших широким и гуманным мерам Мефодия. Поэтому его партия единодушно поддержала кандидатуру Фотия, чьи убеждения были сходными с убеждениями Мефодия: Фотий также проявлял живой интерес к просвещению и начал свою деятельность с обновления епископата, призвав к нему людей, от которых мог ожидать содействия, преимущественно своих же учеников. Подобно Мефодию, Фотий гуманно относился к еретикам и стремился ограничить непомерное влияние монахов и очистить монашество от злоупотреблений. Поэтому монахи, особенно из Студийного монастыря, встретили избрание Фотия крайне враждебно, и вся партия игнатиан перешла в оппозицию.

 



 
PR-CY.ru