ЕВФИМИЙ

ЕВФИМИЙ (1743/1744 – 1792 гг.) – организатор старообрядческого беспоповского согласия странников (бегунов). Ряд источников свидетельствует, что Евфимий родился в Переславле-Залесском, происходил из духовного звания, как полагают исследователи, был архиерейским певчим, имел семью. Более поздняя история страннического согласия возводит родословие Евфимия к крестьянам Крайневым из центра согласия – села Сопелки Ярославской губернии. Следственная комиссия графа Юлия Ивановича Стенбока установила, что Евфимий происходил из крестьян помещика Мотовилова из Переславского уезда Владимирской губернии. Евфимий был крещён, как полагают исследователи, в православной церкви. В первый рекрутский набор после третьей ревизии (проходила в 1764–1765 гг.) попал в солдаты, вскоре дезертировал, появился в Москве около 1767 г. и укрылся у московских филипповцев, приняв старообрядческое крещение (как полагают исследователи, с именем Евстафий) и став членом «братства» Ивана Алексеева, который также был родом из Переславля-Залесского. Евфимий быстро приобрёл авторитет в общине как знаток Священного Писания, искусный иконописец и каллиграф. В 1776 г. по совету Ивана Алексеева предпринял поездку в филипповский Топозерский скит в Поморье, где 8 августа 1777 г. принял постриг с именем Евфимий от настоятеля скита инока Андриана. Пока Евфимий находился в Поморье, в Москве в конце 1776 г. начался конфликт между филипповскими общинами Ивана Алексеева и Алексея Яковлева, обусловленный разной степенью строгости в исполнении общинами дисциплинарных установлений. Весной 1777 г. Алексей Яковлев закончил работу над «Стостатейником» – сочинением уставного характера, которое должно было способствовать объединению. Текст устава в том же году был одобрен на большом филипповском Соборе, но Иван Алексеев его не подписал. Противостояние усиливалось из-за отсутствия в согласии единого мнения о возможности для старообрядцев «записываться в раскол» (при проведении ревизии населения записываться в ревизских книгах «раскольниками» и платить двойную подать) или «укрываться за попами» (через подкуп православных священников получать свидетельства о принадлежности к православной церкви). Настоятель Топозерского скита Андриан поддержал Алексея Яковлева, Евфимий оправдывал Ивана Алексеева. Перед отъездом Евфимия из скита между ним и Андрианом произошло столкновение, во время которого Андриан сорвал с головы своего постриженика камилавку, после чего Евфимий её на себя надел, или, как говорили потом его противники, сам «возложил на себя иноческий чин». В конце января 1778 г. Евфимий отправился к Ивану Алексееву с докладом об этих событиях.

 



 
PR-CY.ru