ЕЛИСАВЕТА - Страница 5

Композиция «Рождество Иоанна Крестителя» как отдельный сюжет нередко представлена в русской иконописи (например, двухсторонние таблетки (на обороте одной – образ Иоанна Крестителя, другой – Собор апостолов), Новгород, конец XV в., обе в Третьяковской галерее). «Встреча Марии и Елисаветы» иллюстрирует также строки третьего икоса Акафиста Пресвятой Богородице «Имуще Богоприятную Дева утробу» (например, капелла Григория Богослова церкви св. Климента в Охриде, Македония (1364–1365 гг.); иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, третья четверть XIV в., музеи Московского Кремля, и Москва, конец XVI в., Третьяковская галерея, фреска в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г., мастер Дионисий) и др.). «Встреча Марии и Елисаветы» и «Бегство в пустыню» могут объединяться в ряд событий, изображаемых в сложных по составу композициях, как, например, на иконах «Рождество Христово» (из собрания Ильи Семёновича Остроухова, конец XVI в., Москва; из собрания Алексея Викуловича Морозова, вторая половина XVI в., Холмогоры, обе в Третьяковской галерее). Сюжет «Зачатие Иоанна Крестителя» известен как отдельное изображение в памятниках русской иконописи: на иконе новгородского письма, служившей храмовым образом церкви деревни Новокотово Тверской области (вторая половина – конец XV в., Музей Андрея Рублёва). В левой части изображены приникшие друг к другу праведные Захария и Елисавета. На ней зелёное платье и алый мафорий. Сюжеты «Рождество Иоанна Крестителя» и «Бегство в пустыню» описаны в цикле «Чудеса Предтечи» в Ерминии иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730–1733 гг.): «В горнице Елисавета лежит на постели, полуприкрытая одеялом. Перед нею стоит девица и обвевает её кругом опахалом из павлиньих перьев. Другие девицы выходят из боковой комнаты со снедями и подносят их Елисавете…»; «…ту (в горах) Елисавета, держа на руках младенца Иоанна и озираясь назад, вбегает в расселину скалы и скрывается в ней от преследующего её воина». В русских сводных иконописных подлинниках, несмотря на то что память Елисавете и Захарии указана под 5 сентября, даётся описание облика только праведного Захарии, а под 23 сентября, в празднование зачатия Иоанна Крестителя, описано «Благовестие Захарии». Единоличные изображения Елисаветы встречаются в составе минейных циклов. На миниатюрах из греко-грузинской рукописи XV в., так называемой Афонской книги образцов (Российская национальная библиотека), Елисавета изображена дважды вместе с праведным Захарией. В первом случае их оплечные образы в медальонах открывают чин пророков, во втором (под 23 сентября) – Елисавета представлена в рост в позе оранты, облачена в тёмно-сиреневый мафорий и коричневое платье. Исследователям известен редкий пример изображения житийного цикла Елисаветы, представленного в 12 клеймах на иконе первой половины XIX в. (Центральная Россия; частное собрание).



 
PR-CY.ru