ЕЛИСАВЕТА - Страница 4

С 1719 г. по всей России 5 сентября совершалась торжественная служба в честь Елисаветы; последование Елисавете многократно переиздавалось как отдельной книгой, так и в составе сентябрьской Минеи (начиная с издания 1724 г.). В 1763 г., после смерти Елизаветы Петровны, справщиками Московской Синодальной типографии было внесено предложение не печатать эту службу. Московская типографская контора предложила службу печатать, заменив выражения, указывающие на тезоименитство покойной императрицы, в тексте тропарей девятой песни общими выражениями типа «о всех нас...». Данные предложения, по-видимому, не были рассмотрены Синодом, поэтому во всех последующих изданиях служебных Миней полиелейная служба Елисавете печаталась практически в том же виде, что и при Елизавете Петровне. В современном русском издании Минеи также содержится полиелейная служба Елисавете, которая включает тропарь второго гласа (общий тропарь обоим святым), кондак четвёртого гласа, канон восьмого гласа с ирмосом, величание (с именованием святых) и избранный псалом (составной: первая часть – избранный псалом на рождество Иоанна Предтечи, вторая часть – различные стихи из Псалтири, прославляющие праведных), светилен, несколько циклов стихир-подобнов, ряд самогласнов, несколько седальнов. На вечерне чтения Быт. 18:1–14, Суд. 13:2–20, 1 Цар. 1:9–20a (отчасти совпадают с паремиями 24 июня), на утрене прокимен из Пс. 15, со стихом из Пс. 67 (несовпадение псалмов указывает на искусственное позднее происхождение прокимна), Евангелие – Лк. 1:5–25. Самое раннее изображение Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, сохранилось в сцене «Встреча Марии и Елисаветы» на мозаике кафедральной церкви Евфразиана в Порече, Хорватия (543–553 гг.): Елисавета в светло-жёлтом мафории и лиловом платье на пороге дома встречает Богоматерь, протягивая к Ней руки. В росписи церкви Санта-Мария Антиква в Риме (середина VII в.) изображение Елисаветы включено в уникальную композицию, где по сторонам трона Богоматери, держащей перед грудью медальон с Младенцем Христом, представлены в рост фронтальные фигуры праведной Анны с Младенцем Марией (справа) и Елисаветы с младенцем Иоанном (слева) на руках. Уподобление Елисаветы праведной Анне отражено также в единоличном изображении святой в позе оранты с медальоном на лоне в составе Пала д'Оро (около 1100 г., собор Сан-Марко в Венеции). Подобный вариант будет использоваться в русском искусстве эпохи царя Ивана IV Васильевича, соимённого пророку Иоанну Крестителю. Образ Елисаветы с фигуркой младенца Иоанна на лоне присутствует в росписях собора Успенского монастыря Свияжска (начало 1560 гг.), на западной стене в составе композиции, иллюстрирующей Рождественскую стихиру. Среди св. жён, упоминаемых в Ветхом Завете, образ Елисаветы встречается на поле иконы «Богоматерь с Младенцем на престоле, с пророками и избранными святыми» (вторая половина XI – XII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае) рядом с праведным Захарией. Елисавета изображена в оливковом платье и тёмном мафории, в её левой руке свиток, правая указывает на уста. Елисавета изображается в композициях житийного цикла Иоанна Крестителя: «Встреча Захарии и Елисаветы» («Зачатие Иоанна Крестителя»), «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Иоанна Крестителя», «Бегство в пустыню» (например, клейма византийских и русских икон: в светло-оливковом платье и тёмном мафории – на иконе «Святой Иоанн Креститель, с житием» (начало XIII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае); на иконах «Cвятой Иоанн Креститель Ангел пустыни, с житием» – Ярославль, середина XVI в., Ярославский художественный музей; Кострома, около 1687 г., Костромской историко-архитектурный музей-заповедник; Кострома, последняя треть XVII в., церковь Воскресения Христова на Дебре, и др.).

 



 
PR-CY.ru