ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН - Страница 4

Меньшей известностью пользовалось его толкование на четыре Евангелия, основанное, в первую очередь, на гомилиях Иоанна Златоуста, посвящённых Евангелиям от Матфея и от Иоанна, на проповедях Григория Богослова, на произведениях Максима Исповедника, Амфилохия Иконийского, Григория I Великого, Григория Нисского, Кирилла Александрийского, а также Иосифа Флавия и Оригена. Комментарии Евфимия Зигабена на Новый Завет носят более самостоятельный характер, чем его комментарии на Псалтирь. В комментариях на Евангелия он пытался решить некоторые экзегетические вопросы: было ли три помазания Христа миром или два? Где произошло отречение Петра: в доме Анны или Каиафы? Почему Христос сказал: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28)? Во всех этих случаях комментарии содержат умозаключения Евфимия Зигабена на Апокалипсис. Он не включил их в свой комментарий, очевидно, сомневаясь в его подлинности. Евфимию Зигабену принадлежит толкование на 14 Посланий апостола Павла, также во многом построенное на гомилиях Иоанна Златоуста. Автор использовал и сочинения святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Кирилла Александрийского, Григория Нисского, Епифания Кипрского, Геннадия, архиепископа Константинопольского, патриарха Фотия, Максима Исповедника, Исидора Пелусиота, Феодорита Кирского, Икумения, епископа Триккского, Исократа и Гесиода. В 35 рукописях сохранились толкования Евфимия Зигабена на библейские песни. При работе над этим произведением он обращался к трудам Василия Великого, Кирилла Александрийского, а также Прокопия Газского и Феодорита Кирского. Небольшое сочинение «О том, когда Христос совершил законную пасху» является отрывком из толкования Евфимия Зигабена на Евангелие от Матфея. Исследователи не исключают, что Евфимию Зигабену принадлежит «Энкомий» («Похвала») Афинскому епископу Иерофею. По их мнению, он же был автором и другого «Энкомия» – Феодору Стратилату. Евфимию Зигабену приписываются сочинения, ему не принадлежащие: «Изложение Никео-константинопольского символа», «Разговор монаха Евфимия с сарацином о вере» и «Моления Евфимия». Отдельные исследователи ранее также ошибочно приписывали Евфимию Зигабену «Толкование на соборные послания» пресвитера Андрея; «Энкомий на поклонение честному поясу Богородицы» монаха Евфимия; Монодию на смерть Фессалоникийского епископа Евстратия (автор этой погребальной молитвы – Евфимий, епископ Новых Патр); «Послание против армян» и «Послание против фундагиагитов», принадлежащие Евфимию Перивлептину. По выражению Жана Даррузеса, Евфимий Зигабен был «великим компилятором по призванию». Он сыграл большую роль в сохранении святоотеческой традиции, в борьбе с современными ему ересями за чистоту православия.



 
PR-CY.ru