ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН - Страница 3

В направленной против монофелитов двадцать первой главе объединены цитаты из произведений Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и других отцов церкви. Ересь иконоборцев опровергается в двадцать второй главе, состоящей из высказываний, почерпнутых в деяниях седьмого Вселенского собора, в творениях патриархов Германа I Константинопольского и Никифора I Константинопольского и Феодора Студита. Двадцать третья глава представляет собой «Послание против армян» константинопольского монаха Евфимия Перивлептина (первая половина XI в.); в частности, в ней осуждается как иудейский обычай использование пресного хлеба в качестве евхаристической жертвы, Сам Христос утверждал необходимость квасного хлеба для Евхаристии. Двадцать четвёртая глава – собрание направленных против павликиан отрывков из сочинений патриарха Фотия и Петра Сикелиота. Полемика с верившими в доброго и злого Богов павликианами продолжается и в двадцать пятой главе «О святом Крещении и таинстве Евхаристии», где представлены соответствующие тексты Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Дамаскина. В двадцать шестой главе опровергается учение мессалиан, смешивавших три Лица Святой Троицы в одну ипостась. Две заключительные главы «Догматической паноплии» направлены соответственно против богомилов и «сарацин» (мусульман), последние критикуются посредством сочинений Иоанна Дамаскина, Никиты Византийского, Варфоломея Эдесского, Георгия Амартола. Труд завершается посланием патриарха Фотия князю Борису (Михаилу) Болгарскому. Принадлежащее Евфимию Зигабену «Изложение ереси богомилов» сохранилось в двух рукописях и представляет собой подробный пересказ учения этой секты. Исследователи полагают, что сочинение писалось для Константинопольского собора 1110–1112 гг. Позже оно было использовано им в работе над двадцать седьмой главой «Догматической паноплии». Исследователи полагают, что Евфимию Зигабену также принадлежит «Обличение и сокрушение ереси мессалиан, фундаитов (называемых также богомилами), евхитов, энтусиастов, энкратитов и маркионитов». Это небольшое произведение представляет собой 14 провозглашённых на Соборе анафематствований богомилов. Во множестве рукописей сохранилось толкование Евфимия Зигабена на псалмы. Его вклад в экзегетику невелик, однако комментарии, компилятивные по характеру, отличаются глубоким пониманием и представляют несомненную ценность как свод хорошо подобранных толкований св. отцов. Евфимий Зигабен широко использовал сочинения Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, а также Астерия Амасийского, Дидима Слепца, Диодора Тарсийского, Евсевия Кесарийского, Исихия Иерусалимского, Феодорита Кирского, Феодора Мопсуестийского, Исидора Пелусиота, Максима Исповедника и Оригена. Его комментарии на псалмы послужили основой для уникальной миниатюры, изображающей третье помазание Давида.

 



 
PR-CY.ru