ЕЛЕЦКИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ЕЛЕЦКИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Нежинской епархии) в Чернигове (Украина). Основные сведения об истории Елецкого монастыря содержатся в сочинении архимандрита Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» 1676 г. По преданию, Елецкий монастырь был основан в XI в. к западу от детинца, на месте явления на ели иконы Пресвятой Богородицы. Согласно одной из легенд, записанной в «Скарбнице...», Черниговский князь Святослав (Николай) Ярославич на месте обретения иконы построил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, а около 1069 г. основал монастырь. В составленном Черниговским  епископом Зосимой (Прокоповичем) «Синодике, или Помяннике, Пресвятой Богородице Елецкой» (утрачен), на который ссылался архимандрит Иоанникий, князь Святослав поминался как основатель Елецкого монастыря («Помяни, Господи, благочестивого князя Киевского и Черниговского Святослава Ярославича, иже созда монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой»). Ссылаясь на «Синодик...» епископа Зосимы, на «Патерик» Киевского митрополита Сильвестра (Коссова), а также на местное устное предание, архимандрит Иоанникий связывал устроение Елецкого монастыря с деятельностью удалившегося из Киева в Чернигов Антония Печерского. Здесь, на «Болъдине горе», в 1074 г. Антоний ископал себе пещеру, став основателем соседней с Елецким монастырём обители – Болдинского во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии мужского монастыря. Некоторые исследователи полагают, что оба монастыря не только имели общий пещерный комплекс, но и до XVIII в., по сути, являлись одной обителью – так называемой Черниговской лаврой, в которую входили наземные и подземные комплексы двух монастырей. Затворники жили каждый в отдельной пещере, на молитву сходились в подземную церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. В конце XI – начале XII вв. близ пещер была построена небольшая каменная церковь во имя пророка Илии. Как полагают исследователи, Елецкий монастырь был духовным центром княжества, и городская знать заботилась о благосостоянии обители. По свидетельству архимандрита Иоанникия, при ремонте Успенского собора Елецкого монастыря в 1670–1674 гг. были обнаружены несколько захоронений «без сомнения або яких князей або панов руских». По преданию, сын Черниговского князя Давида Святославича Черниговский князь Николай Святоша в юности посещал обитель и любил молиться в юго-западном углу Успенской церкви, там, где впоследствии устроили часовню-«келью» во имя Николая Святоши. Разорённый войсками Батыя в конце 1230 гг. Елецкий монастырь находился в упадке, но иноческая жизнь продолжалась в пещерах. После включения Чернигова в состав Московского великого княжества в начале XVI в. началось восстановление Елецкого монастыря, по словам архимандрита Иоанникия, в обители «мешкали иноки московские». Архимандрит Иоанникий называет несколько имён настоятелей Елецкого монастыря: архимандритов Нифонта, Адриана, Ионы, Герасима, Никифора, Серапиона (Высоцкого).

 



 
PR-CY.ru