ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 11 января) – чудотворный образ, сведения о котором запутанны и противоречивы. Согласно преданию, перед нашествием в 1395 г. Темир-Аксака (Тамерлана) Елецкая икона была перенесена в Елец со сторожевого пограничного поста, впоследствии известного как Талицкий острог (построен в 1636 г.; ныне село Талица Елецкого района Липецкой области). По мнению исследователей, «икона эта весьма древняя, к сожалению, нет никаких источников для указания, откуда и задолго ли до 1395 года доставлен был этот образ в село Талец». Нет достоверных сведений и об иконографии. На период составления основных сборников, содержащих информацию о Богородичных иконах, сведения о Елецкой иконе, по мнению исследователей, отсутствовали. О соимённой Елецкой иконе Елецкой Черниговской иконе Божьей Матери исследователям известно из книги архимандрита Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676 г.), впоследствии рассказ о ней вошёл в «Солнце Пресветлое». Архиепископ Сергий (Спасский) в списке икон «святых славянских, грузинских, и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» приводит память «Елецкия иконы Божией Матери» с двумя датами празднования: 5 февраля и 11 января. В конце XIX в. появились раздельные публикации о Елецкой иконе и Елецкой Черниговской иконе с разными датами празднования, принятыми в современном «Православном церковном календаре»: день празднования Елецкой иконы зафиксирован под 11 января, Елецкой Черниговской – под 5 февраля. Уже в начале XIX в. на листовой гравюре «Двенадцать икон Богородицы, с перечислением прочих явлений ей по месяцам и числам» под 11 января указано празднование Елецкой иконы с надписью: «Явление иконы пртыя Бцы Елецкои», а явление Елецкой Черниговской – под 6 февраля (Российская национальная библиотека). Поскольку древняя история Елецкой иконы исследователям неизвестна, были попытки связать её с соимённым черниговским образом. Наличие двух икон одного названия и с одной датой явления (1060 г.) объяснялось, в частности, Евгением Николаевичем Погожевым (Поселянином) тем, что «одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона… признаётся подлинником, а другая – Елецкая, находящаяся в городе Ельце…, – списком».

 



 
PR-CY.ru