ЕВПСИХИЙ

ЕВПСИХИЙ (ум. в 117–138 гг.) – мученик Кесарие-Каппадокийский (память 7 сентября), как полагают исследователи, одно лицо с мучеником Евпсихием (ум. в 361–363 гг.). Существует две традиции почитания Евпсихия. Подробно о Евпсихии см. Евпсихий, мученик Кесарие-Каппадокийский (память 9 апреля; всё, что условно относится к первой традиции почитания). Источники не дают сведений о характере почитания мучеников и объяснений, почему их памяти были помещены под 7 сентября и 9 апреля. Нет и чёткого ответа на вопрос, сколько было мучеников Кесарие-Каппадокийских по имени Евпсихий, – один или два. Согласно второй традиции, Евпсихией происходил из семьи кесарийского чиновника Дионисия и жил во времена императора Адриана. После смерти отца он пришёл к епископу Агриколаю и попросил наставить его в христианской вере. Приняв крещение, Евпсихий благочестиво жил в отцовском доме. Вскоре императорским наместником в Кесарию был назначен некий Саприкий, который собрал всю городскую знать на торжественном приёме, куда Евпсихий прийти отказался. Вельможи донесли на него наместнику, и тот потребовал, чтобы Евпсихий явился в преторий. Евпсихий с радостью отправился со стражниками, которые пришли за ним, а услышав, что Саприкий обвиняет его в богохульстве по отношению к языческим богам, стал благодарить доносчиков, говоря, что при их помощи сможет принять мученический венец. Проведя ночь в заточении и удостоившись видения ангела, ободрившего его, Евпсихий на следующий день позвал управляющего своим домом и приказал тому раздать всё богатство бедным. Несколько дней спустя Саприкий повелел всем вельможам принести жертвы в храме Сераписа, а когда Евпсихий отказался совершить жертвоприношения, наместник решил предать его суду. Во время допроса, который вёл сам Саприкий, Евпсихий снова подтвердил, что не считает идолов богами. Разгневавшись, Саприкий повелел подвергнуть Евпсихия пыткам, а после заключил в темницу, где ночью к святому явился Спаситель с сонмом ангелов. На следующий день Евпсихий претерпел новые мучения. Палачи, терзавшие его тело, ослепли. Саприкий, поражённый этим, приказал предать святого смерти как колдуна. Перед казнью Евпсихий попросил позволения последний раз помолиться и попросил Господа избавить город от идолов и даровать спасение тем, кто будут совершать его память. После казни, когда у всех на глазах из тела Евпсихия вместо крови хлынули вода и молоко, благочестивые горожане спрятали его тело в пригороде и впоследствии приходили на это место за исцелением. В минейных циклах под 7 сентября предпочтительным является изображение мученика Созонта. Тем не менее, образ Евпсихия включён в состав Минология императора Василия II (976–1025 гг.), а также представлен в настенном минологии в церкви св. Апостолов (св. Спаса) в Пече, Косово и Метохия (1561 г.), – в мучении (усекновение главы). Исследователи полагают, что святой (имя не читается) изображён на русской иконе «Минея годовая с праздниками и со 124 иконами Богоматери» (конец XIX в., частное собрание) – представлен вместе с мучеником Созонтом и святителем Иоанном, архиепископом Новгородским, средовек, облачён в тёмный хитон и красный гиматий. Описание облика Евпсихия есть в сводном русском иконописном подлиннике XVIII в.: «Подобием средний, ризы мученическия простыя».

 
PR-CY.ru