ЕВФРОСИНИЯ Полоцкая - Страница 7

В сборнике начала XVI в. (Исторический музей), содержащем, по наблюдениям Б.М. Клосса, один из старших списков службы и пространного Жития Евфросинии Полоцкой, сохранилась запись, по мнению исследователей, копийная, которая представляет собой отрывок из послания некоего Давида («Давыдища») к неустановленному архиерею («твоей честной святыни») с просьбой помочь книгами, в которых после разорения Киева и его окрестностей в 1482 г. ордой Менгли-Гирея («киевщина») даже в Киево-Печерском монастыре испытывали недостаток. Судя по наличию в сборнике также Жития Авраамия Смоленского, просьба была обращена в Полоцк (епископ которого Иона (Глезна) после 1488 г. стал Киевским митрополитом) или в Смоленск. Краткое Житие Евфросинии Полоцкой находится в составе Пролога сводной редакции (соединяющей стишную и нестишную версии), переписанного в 1530 г. в Луцке для кафедрального собора (Вильнюс, Библиотека Академии Наук Литвы). Однако в дальнейшем эта практика не получила широкого распространения, и списки проложного Жития Евфросинии Полоцкой встречаются гораздо реже, чем списки пространного Жития. Включение памяти Евфросинии Полоцкой в месяцесловы при печатных Часословах («Полууставах»), изданных в 1640 г. в Вильно и в 1643 г. в Киево-Печерском монастыре (а также в более поздние издания), исследователи связывают с деятельностью митрополита Петра (Могилы) по обустройству и упорядочению церковной жизни митрополии. Евфросиния Полоцкая (называемая «радование полоцкое и девам сияние») вспоминается в восьмой песни канона Печерским святым, составленного около 1643 г. по благословению митрополита Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом Константинопольского патриарха Мелетием Сиригом (впервые канон опубликован в киево-печерском издании 1693 г. «Акафисты со стихирами и канонами»). В XVI в. под влиянием почитания Евфросинии Полоцкой и в значительной мере в противовес ему возникает, первоначально, как полагают исследователи, среди полоцких католиков, легенда о «двойнике» Евфросинии Полоцкой – католичке Параскеве-Пракседе, совершившей паломничество в Рим, построившей там храм и в нём погребённой (первые упоминания о ней содержатся в пространных («младших») белорусско-литовских летописях XVI в.). Много для исследователей неясного остаётся в истории почитания Евфросинии Полоцкой в Московской Руси. Память святой до середины XVII в. не была включена в рукописные и печатные месяцесловы (как в самостоятельные издания святцев, так и в помещаемые при богослужебных книгах). Взятие в 1563 г. русскими войсками Полоцка, несмотря на то что в походе армию сопровождал чудотворный крест Евфросинии Полоцкой, не оказало заметного воздействия на распространение её почитания, либо оно было кратковременным. В Московской Руси служба Евфросинии Полоцкой отсутствует в служебных и праздничных Минеях, нет её в «Минеях новым чудотворцам» середины XVI – XVII вв., включающих преимущественно службы и Жития святых, канонизированных на Соборах 1547 и 1549 гг. и в более раннее время. Александр Васильевич Горский и Капитон Иванович Невоструев констатируют отсутствие этой службы как в современной им, так и в старопечатных Минеях.

 



 
PR-CY.ru