ЕВФРОСИНИЯ Полоцкая - Страница 6

О раннем возникновении почитания Евфросинии Полоцкой свидетельствуют подробности в пространном Житии святой, сохранившиеся в предании. Этому утверждению не противоречит достаточно поздняя датировка списков пространного Жития и службы Евфросинии Полоцкой, поскольку аналогичная ситуация наблюдается в отношении большинства русских святых XI–XIII вв., за исключением князей Бориса и Глеба. Почитание св. княжны долгое время носило местный характер, ограничиваясь Полоцкой епархией (если не собственно городом), где особый статус имел Спасо-Евфросиниев монастырь. В привилеях Полоцкой земле XVI в. (отражающих и более ранние документы) на великокняжескую власть накладывалось обязательство «не вступатися в дом Божий Святыя Софея и в дом Божий Святого Спаса». И епископская кафедра, и Спасо-Евфросиниев монастырь находились под патронатом Полоцка, назначавшего двух старост для надзора за их имуществом. Между XIII в. и 1514 г. почитание Евфросинии Полоцкой, как полагают исследователи, установилось в Смоленске, где какое-то время находился драгоценный крест Евфросинии Полоцкой. На локальный характер почитания преподобной как в древнейший период, так и, по крайней мере, до XVI в. указывает отсутствие её памяти (даже в качестве позднейших приписок) в месяцесловах не только в пергаменных Евангелиях (даже в кодексах, созданных либо бытовавших в Полоцке, таких как в Российской национальной библиотеке («Полоцкое Евангелие»), конца XII – начала XIII вв., вторая половина XIV в.), в Апостолах и Обиходниках XIII – первой половине XV вв., в которых русский материал вообще скуден, но и в более богатых в этом отношении списках Иерусалимского устава, Псалтирей с восследованием и Часословов XV – первой половины XVI вв. Имени Евфросинии Полоцкой нет в месяцесловах, написанных и изданных в Западной Руси в XV–XVI вв., например, в месяцесловах при краковском Часослове 1491 г. и в Великом Требнике Киевской митрополии около 1541 г. (Библиотека Ватикана). Служба Евфросинии Полоцкой отсутствует в майском томе Миней служебных, переписанных в 1487–1488 гг. в Вильно по заказу маршалка Великого княжества Литовского Антона Андреевича Солтана. Пространное Житие преподобной не было включено в составленный во второй четверти XVI в. в Западной Руси (в Супрасльском монастыре или при митрополичьей кафедре в Новогрудке) трёхтомный Торжественник минейный (Вильнюс, Библиотека Академии Наук Литвы). Показательно полное отсутствие списков службы и Жития Евфросинии Полоцкой в собраниях Польши, где сосредоточены по преимуществу рукописи западно-украинского (галицийского) происхождения (единственный упоминаемый здесь список службы – Варшава, Национальная библиотека великорусского происхождения либо восходит к великорусскому оригиналу). В Западнорусской митрополии вплоть до начала XVII в. (периода, последовавшего за Брестской унией) не сформировалось в отличие от Московской Руси понятие Собора святых. Причиной этому отчасти была концентрация большинства русских святых домонгольского времени в Киеве (исключение в этом смысле составляли лишь Евфросиния Полоцкая и Авраамий Смоленский). Около рубежа XV и XVI вв. тексты, посвящённые Евфросинии Полоцкой, появляются в западнорусских рукописях не полоцкого происхождения.

 



 
PR-CY.ru