ЕВФРОСИНИЯ Полоцкая - Страница 3

Княжеские пожалования и вклады горожан укрепили материальное положение Спасского монастыря, что позволило игуменьи приступить к его обустройству. Под руководством зодчего Иоанна в обители был возведён каменный храм Спасителя (сохранился до настоящего времени). Житие Евфросинии Полоцкой сообщает о происшедшем при строительстве чуде. Для завершения здания не хватало плинфы (широкого плоского кирпича), опечаленная Евфросиния обратилась с молитвой к Богу, и на следующее утро в печи оказалось нужное количество плинфы. В тот же день храм был закончен, на нём был водружён крест. Позднее Евфросиния задумала создать ещё одну каменную церковь – во имя Пресвятой Богородицы. Когда храм был окончен, его украсили росписью, иконами. При нём был основан мужской монастырь. Евфросиния решила поместить здесь находившуюся в Эфесе Эфесскую икону Божьей Матери, по преданию написанную евангелистом Лукой. Между 1157 и 1169 гг. она послала императору Мануилу I Комнину и патриарху Луке Хрисовергу «дары многоценные» с просьбой «отпустить» Эфесскую икону в Полоцк. Патриарх и император откликнулись на её просьбу: посланные ими 700 вооружённых всадников сопровождали икону до Константинополя, где она была передана полоцким послам. Евфросиния поставила икону в церкви Пресвятой Богородицы, украсив её «златом и каменьем многоценным». Каждый вторник святыню выносили из храма и обходили с ней все городские церкви. Исследователи полагают, что Эфесская икона оказалась в Полоцке около 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь Богша выполнил для Евфросинии крест, в который были вложены реликвии, очевидно, привезённые к тому времени из Византии (частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь Димитрия Солунского, частицы мощей первомученика Стефана и великомученика Пантелеимона и др.). Эфесская икона Божьей Матери, так же как и крест, не сохранилась (с иконы, как предполагают исследователи, в конце XIII – начале XIV в., была сделана копия, которая хранится в Русском музее; в 1997 г. белорусский мастер Николай Петрович Кузьмич воссоздал крест Евфросинии, реликвия находится в Спасском монастыре). Как полагают исследователи, успешным контактам Евфросинии с константинопольским двором и патриархом способствовали предшествующие связи полоцких князей с византийской аристократией, установившиеся после того, как в 1030 г., в княжение Мстислава Великого, полоцкие князья были высланы из своих владений в Константинополь. В конце жизни Евфросиния решила совершить паломничество в Иерусалим. Поручив попечение об основанных ею монастырях сестре Евдокии, Евфросиния в сопровождении брата князя Давида и сестры Евпраксии отправилась в путь. Близ Константинополя они встретили императора, который шёл «на Угры». Правитель «с великою честью» отправил паломников в столицу. Евфросиния молилась в константинопольском храме Святой Софии и других церквах. Получив благословение патриарха, отправилась в Иерусалим, находившийся тогда под властью латинян. В Иерусалиме Евфросиния остановилась в русском монастыре Пресвятой Богородицы. Полоцкая игуменья поклонилась Гробу Господню и пожертвовала для него «злата много», золотую кадильницу и «многоразличные фимианы». Вскоре Евфросиния заболела. Предчувствуя кончину, пожелала быть похороненной в лавре св. Саввы. Однако это было невозможно для женщины, поэтому её тело было погребено в монастыре Феодосия Великого под Иерусалимом.

 



 
PR-CY.ru