ЕРМИЙ ФИЛОСОФ

ЕРМИЙ ФИЛОСОФ – греческий апологет, автор небольшого сочинения «Осмеяние языческих (букв. – внешних) философов». Об авторе и о его жизни исследователям ничего не известно, датировка сочинения колеблется от II (что наиболее вероятно) до VI вв. Отнесение «Осмеяния...» к числу апологетических произведений является данью традиции, поскольку оно принадлежит, скорее, к жанру сатиры. Первое издание «Осмеяния...» (с лат. переводом) было осуществлено Р. Зайлером (Базель, 1553 г.) на основе единственной рукописи, и оно переиздавалось вплоть до 1700 г., когда В. Ворт учёл ещё один манускрипт. В «Патрологии» Ж.П. Миня воспроизведено венецианское издание 1747 г. (с дополнениями И. Нольте), в свою очередь, опиравшееся на издание П. Марана (Париж, 1742 г.), в котором были учтены четыре рукописи. Затем последовал ряд публикаций, в частности, в собрании И.К. Отто (Йена, 1872 г.; использовано восемь рукописей, хотя учёный был знаком ещё с четырьмя), и основывающееся на издании И.К. Отто (но с указанием в аппарате лишь четырёх рукописей) издание Германа Александера Дильса (Берлин, 1879 г.). Несмотря на то что ещё в 1906 г. Рудольф Кнопф коллировал разночтения древнейшей патмосской рукописи (XI или XII в.; все прочие – не раньше XV или XVI в.), на которую обратил внимание Адольф фон Гарнак в 1893 г. благодаря каталогу И. Сакеллиона, вышедшему в 1890 г., впервые этот манускрипт использован лишь в издании Р. Хансона, лучшем на сегодняшний день и учитывающем все известные 16 рукописей. В русском переводе протоиерея Петра Преображенского деление сочинения на десять глав воспроизводит разбивку П. Марана, тогда как в современных изданиях принято деление на 19 глав. После краткого вступления, где Ермий Философ цитирует слова апостола Павла о том, что мудрость мира сего есть глупость в очах Божьих (1 Кор. 3:19), и связывает возникновение языческой философии с падением ангелов, перечисляются не совпадающие друг с другом мнения разных философов и школ о составе души, её свойствах и происхождении, вплоть до Эмпедокла. Затем, переходя к учению о богах и мире, он излагает философские мнения о началах (элементах) природы, а именно учения Анаксагора и Парменида, Анаксимена, Эмпедокла, Протагора, Фалеса, Архелая, Платона и Аристотеля, Ферекида и Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Карнеада и Клитомаха, Пифагора (здесь автор выказывает основательное знакомство с пифагорейскими теориями). Этот подробный перечень ранних греческих философов (в котором опущены только киники, учение которых, впрочем, не составляло единой системы) заканчивается осмеянием мнения Эпикура о множественности миров. В заключении Ермий Философ делает вывод о внутреннем противоречии и несостоятельности языческой философии. Поскольку в надписании рукописей какого-либо уточнения имени Ермий, кроме эпитета «философ», отсутствуют, исследователи делали многократные попытки идентифицировать автора «Осмеяния...» с шестью персонажами (включая даже Гермеса Трисмегиста), в том числе с историком Ермием Созоменом. Последнее отождествление было предложено ещё Иеронимом Вольфом в 1580 г., затем повторено несколькими исследователями XVII–XVIII вв., в настоящее время – Констандиносом Георгиосом Бонисом, хотя все аргументы этого учёного исследователи считают либо ошибочными, либо бездоказательными, либо не имеющими никакого отношения к «Осмеянию...».

 



 
PR-CY.ru