ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕРМАНИИ - Страница 2

10 октября 1946 г. оккупационные власти признали Исповедующую церковь «антифашистской организацией сопротивления». 19 октября 1945 г. было обнародовано «Заявление совета Евангелической Церкви Германии представителям Экуменического совета церквей», так называемое Штутгартское покаяние (Stuttgarter Schulderklärung), автором которого был переживший концлагерь М. Нимёллер. Международное экуменическое движение настаивало на том, чтобы Евангелическая Церковь Германии открыто говорила не только о злодеяниях фашистов, но и о грехах всего немецкого народа, включая духовенство. Впервые евангелической церковью на официальном уровне была признана собственная вина за злодеяния немецкого рейха (такие представители евангелической церкви, как К. Барт, Д. Бонхёффер и др., ещё в период фашизма говорили об этой вине). Заявление вызвало неоднозначную реакцию. Большинство считало, что Штутгартское покаяние имеет неоправданно резкий характер, особенно в вопросе о коллективной вине немцев. Другие были недовольны тем, что в заявлении недостаточно сказано о вине немцев и христианской церкви Германии. Только четыре земельные церкви открыто заявили о согласии с его содержанием. В августе 1947 г. Братский совет Исповедующей церкви составил «Послание по поводу политического пути нашего народа» (Wort zum politischen Weg unseres Volkes), так называемое Дармштадтское послание (Darmstädter Wort). Текст был подготовлен Хансом Иоахимом Ивандом и К. Бартом, дополнения и поправки внесли М. Нимёллер и Г. Дим. Послание явилось результатом дискуссии о сложном положении евангелической церкви в Германии, по-прежнему разделённой на несколько частей. В документе говорилось о причинах возникновения национал-социализма в Германии и о ложных путях развития церкви в годы фашизма, основанного на националистической традиции и связях с правящими кругами, о необходимости истинного обновления церкви, которое послужит обновлению всего общества. Подчёркивалось, что немцы должны говорить открыто об общей вине за злодеяния фашистов, и это позволит им преодолеть свои заблуждения. Радикальными выглядели заявления о том, что перед 1933 г. церковь блокировала необходимые социально-революционные изменения, тем самым объективно проложив путь нацистам к власти. Был поставлен вопрос о необходимости строительства новых взаимоотношений между государством и церковью. Церковь должна стать опорой бедных, способствовать созданию лучшего немецкого государственного устройства, которое будет служить праву, благосостоянию, внутреннему миру и примирению народов. Всё это создаст почву для построения немецкого демократического социализма в стране. На первое место выходили проблемы сохранения христианских ценностей во время роста в Европе секулярных процессов. Члены Братского совета Г. Альберц и К. Шарф были не согласны с отдельными положениями послания. Вскоре Братский совет Исповедующей церкви был вытеснен из церковного руководства, но незадолго до этого, в апреле 1948 г., успел выпустить Послание по еврейскому вопросу (Wort zur Judenfrage), которое стало исходной точкой для выработки позиции Евангелической Церкви Германии (Die Kirchen und das Judentum. Münch). Основной темой документа стал протест против антисемитизма, «признание вины за Холокост, за гордыню и молчание немецкого народа».

 



 
PR-CY.ru