ЕВАНГЕЛИСТЫ - Страница 5

Обстановка работы над рукописью передана с большой точностью и эмоциональной достоверностью. По мнению исследователей, рукопись копирует ранний византийский образец. В это же время создаются миниатюры другого типа. Так, в Четвероевангелии из Ватопедского монастыря на Афоне (949 г.) евангелисты представлены на ровных золотых фонах. Их фигуры обращены в одну сторону. Позы приобрели более сдержанный и условный характер, что позволило в дальнейшем повторять их из рукописи в рукопись. Некоторые иконографические варианты пользовались особой популярностью и сохранялись почти без изменения на протяжении столетий, например, изображение Марка, который сидит, подпирая голову левой рукой и опустив правую руку со стилом на раскрытый кодекс, лежащий у него на коленях (фигура развёрнута фронтально); Российская национальная библиотека, XI в. (мозаика церкви Успения Богородицы в Никее, 1065–1067 гг., не сохранилась). Также Марк может изображаться читающим, он держит книгу обеими руками (начало XIV в.); пишущим в книге, которая лежит на коленях (XIV в.); опустившим стило в чернильницу и придерживающим лист пергамена на колене (XIII в.); опустившим руку со стилом на колено и придерживающим левой рукой кодекс на пюпитре (Трапезундское Евангелие – Российская национальная библиотека, середина X в.); разворачивающим свиток обеими руками (XIV в.). Каждый из евангелистов может быть представлен в одной из таких поз, евангелисты в одной рукописи могут быть изображены одинаково, например, пишущими в книгах (XIV в.). В палеологовскую эпоху в византийских миниатюрах появились изображения евангелиста, затачивающего стило (изображение Матфея, начало XIV в.), заимствованные из западноевропейских миниатюр XI–XII вв. Наряду с представлением какого-либо этапа в процессе создания автором книги (писания текста, обдумывания, сверки текстов, приготовления инструмента письма) в изображениях евангелистов могут быть запечатлены особые обстоятельства, при которых были написаны Евангелия, отражены агиографические детали, имеющие и историческое и духовное значение. Так, в изображениях Иоанна показана его работа с учеником Прохором и получение Откровения с небес. Существует несколько вариантов такой иконографии: Иоанн стоит, полуобернувшись вправо к небесному сегменту, внимая Богу, вытянув благословляющую руку к сидящему на табурете пишущему Прохору, на золотом фоне (Четвероевангелие X в.), та же сцена на фоне горок, т.е. на острове Патмос (XI в., Исторический музей); Иоанн на фоне архитектуры с раскрытой книгой сидит в кресле, диктуя сидящему напротив Прохору (Российская национальная библиотека, начало XIV в.); Иоанн сидит на фоне горок, обернувшись к небесному сегменту, и диктует Прохору (первая половина XIV в.); Иоанн сидит на фоне пещеры, полуобернувшись к небесному сегменту, макая стило в чернильницу, без Прохора (начало XIV в.); Иоанн сидит в такой же позе на золотом фоне (Исторический музей, XIV в.) или стоит на фоне горок, обернувшись к небесному сегменту, также без Прохора.

 



 
PR-CY.ru