ЕВАНГЕЛИСТЫ - Страница 3

К IV в. относятся рельефные изображения евангелистов на саркофагах: в соборе города Апт (Франция) сохранились надписи над Иоанном и Марком; с изображением Собора апостолов (Музей античных Арля и Прованса); с аллегорическим изображением церкви-корабля с Иисусом Христом у руля и евангелистами-гребцами, над каждым имеется надпись с именем (Латеранский музей, Рим; фрагмент). С VI в. евангелисты изображаются вместе с Богородицей или Иоанном Крестителем, например, на резных пластинах трона (кафедры) епископа Максимиана (546–556 гг., Архиепископский музей, Равенна). С этого же времени изображения евангелистов встречаются в миниатюрах рукописей: Россанский кодекс (Евангелия от Марка и от Матфея, VI в., Музей кафедрального собора, Россано); Четвероевангелие Равуллы (586 г.). Одно из ранних изображений символов евангелистов (тельца и ангела среди клубящихся облаков) присутствует в композиции «Жёны-мироносицы у Гроба Господня» на резной пластине из слоновой кости, около 400 г. (VI в.?; диптих из собрания Тривульцио, Милан). Изображения крылатых животных (символов евангелистов) помещались в композициях триумфального характера, прославляющих величие Бога или поклонение Ему небесных сил: мозаики конхи апсиды церкви Санта-Пуденциана в Риме (около 400) – над изображением Небесного Иерусалима человек (ангел) впервые представлен с крыльями; арка апсиды Санта-Мария Маджоре (432–440 гг.) в Риме; свод крещальни Иоанна Крестителя в Неаполе (IV в.); паруса свода мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (около 440 г.) – в центре звёздного неба представлена композиция «Триумф Креста». В тот же период появились изображения символов евангелистов с книгами: апсида церкви Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме (V в.); свод Архиепископской капеллы в Равенне (494–519 гг.); триумфальная арка Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (около 549 г.) и др. Тема видения пророка Иезекииля получила развитие в композиции «Maestas Domini», где символы расположены по диагоналям вокруг медальона с изображением стоящего или сидящего на радуге Спасителя. Самый ранний пример – рельеф врат церкви Санта-Сабина (около 430 г.). В этой же композиции символы евангелистов в виде тетраморфа под мандорлой возносящегося Иисуса Христа представлены на миниатюре из Евангелия Раввулы и на мозаике в апсиде церкви Осиос Давид в Фессалонике (последняя четверть V в.). Расположение символов (человек вверху слева, лев внизу слева, орёл вверху справа, телец внизу справа) соответствует описанию видения пророка и стало в дальнейшем традиционным. В качестве темы алтарных росписей эта композиция получила распространение в искусстве христианского Востока: капелла монастыря Бауит и монастырь св. Иеремии в Саккаре, Египет (VI в.); икона VII в. «Христос – Ветхий денми» (монастырь великомученицы Екатерины на Синае). В V–VI вв. появились изображения самих евангелистов с их символами. Один из первых примеров – мозаика капеллы церкви Сан-Джованни ин Латерано (461–468 гг.): символы изображены в облаках рядом со стоящими евангелистами. На мозаиках вимы церкви Сан-Витале в Равенне (546–548 гг.) евангелисты представлены без книг и с бескрылыми животными: Матфей с человеком, Лука с тельцом, Марк со львом, Иоанн с орлом; на миниатюре из Евангелия Августина Кентерберийского, конец VI в. (библиотека Корпус-Кристи-колледжа, Кембридж), Лука изображён с крылатым тельцом.

 



 
PR-CY.ru