ЕВАНГЕЛИСТЫ

ЕВАНГЕЛИСТЫ – апостолы, написавшие канонические Евангелия; христианские проповедники; чтецы. В нехристианских текстах слово «евангелисты» встречается крайне редко. Исследователям известны две надписи, в одной из которых евангелистом, как они полагают, называется языческий жрец, в другой – жрица богини Геры названа словом «евангелист». В Новом Завет слово «евангелисты» использовано три раза: в Деян. 21:8, где евангелистом назван Филипп – один из семи диаконов (ср.: Деян. 8:4–5, 12, 35, 40); в Еф. 4:11, где речь идёт о евангелисте как об одном из церковных служений наряду с апостолами, пророками, пастырями и учителями; в 2 Тим. 4:5, где автор послания призывает Тимофея совершать «дело благовестника», содержание которого, как предполагают исследователи, передано в словах 1 Фес. 3:2 – апостол Павел называет Тимофея «служителем Божьим» и своим сотрудником «в благовествовании Христовом». Вульгата переводит греческое «евангелисты» словом «evangelista». В синодальном переводе слово «евангелисты» употреблено только в Еф. 4:11; в Деян. 21:8 и 2 Тим. 4:5 греческое «евангелисты» переведено русским «благовестник». В патристической литературе слово «евангелисты» нередко использовалось для обозначения христианских проповедников. Так, в одном из приписываемых Афанасию I Великому сочинений евангелистом называется апостол Павел. Однако чаще евангелисты –  это странствующие христианские миссионеры, последователи и продолжатели дела апостолов. Евсевий Кесарийский так говорит об их деятельности: «Многие из тогдашних учеников, чью душу слово Божие поразило великим любомудрием, исполняли, прежде всего, спасительную заповедь: раздавали своё имущество бедным, а затем отправлялись путешествовать и выполнять дело евангелистов, спеша преподать слово веры тем, кто о ней вовсе не слыхал, и передать книги божественных Евангелий. Заложив где-нибудь на чужбине только основание веры, они ставили пастырями других людей, поручали им только что приобретённую ниву, а сами, сопутствуемые Божией благодатью и помощью, отправлялись в другие страны и к другим народам. Множество чудес совершалось ими тогда силой Духа Божия, так что после первой же проповеди все до единого человека с готовностью воспринимали душой своей веру в Создателя всего мира». К числу евангелистов Евсевий относит Фаддея, апостола от 70, которого апостол Фома отправил в Эдессу в качестве «вестника и евангелиста (для проповеди) учения о Христе», а также священномучеников Игнатия Антиохийского, Климента Римского и основателя Александрийского огласительного училища Пантена. Кроме того, в сочинениях христианских писателей есть примеры употребления слова «евангелисты» в этом же значении по отношению к Богу, Христу и ангелам. В качестве эпитета к именам апостолов, написавших канонические Евангелия, слово «евангелисты» в христианской литературе начинает употребляться с рубежа II и III вв. Ипполит Римский называет евангелиста Луку, Тертуллиан и Дионисий Александрийский – Иоанна. В некоторых литургико-канонических памятниках словом «евангелисты», по мнению исследователей, обозначается особая должность церковного чтеца.

 



 
PR-CY.ru