ЕВАНГЕЛИАРИЙ, Евангелистарий

ЕВАНГЕЛИАРИЙ, Евангелистарий – одна из литургических книг латинского обряда, употребляемая в богослужении Римско-католической церкви. Евангелиарий содержит отдельные фрагменты текстов (перикопы) Евангелия и представляет собой разновидность или составную часть Лекционария, богослужебного сборника фрагментов текстов Священного Писания, расположенных согласно порядку церковного года и применяемого во время мессы для библейских чтений Литургии Слова. В практике южнославянских и восточнославянских изводов византийского обряда аналогом Евангелиария является апракос. С раннехристианских времён чтение Библии было обязательным моментом литургического действа, на каждом богослужении читались библейские, в первую очередь, новозаветные тексты. Последовательность таких чтений в ранние времена соответствовала структуре самих текстов, они считывались от начала до конца (лат. lectio continua). Таким образом, ранние христиане следовали синагогальной практике, согласно которой чтение каждого нового отрывка из Закона начиналось там, где закончил предыдущий участник богослужебных собраний. Не в последнюю очередь система последовательного чтения Библии объяснялась записью священных текстов на папирусных и пергаментных свитках, в связи с чем поиск конкретного фрагмента был весьма затруднён. По мере всё большей распространённости Кодексов, где поиск отдельных фрагментов был несравненно удобнее, практика непрерывного чтения постепенно заменялась принципом чтения в праздник фрагмента Евангелия, описывающего событие праздника. Поначалу это распространялось только на главные праздники литургического года, но с IV в. эта практика постепенно стала распространяться на все праздники и привела к полной замене последовательного чтения Евангелия системой фиксированных чтений на каждый день. Тем не менее, евангельские тексты в богослужебных кодексах писались непрерывно, для поиска нужного фрагмента (перикопы) пользовались маргиналиями, пометками на полях в виде особых знаков. Раньше всего данная система появилась в ближневосточных церквях, особенно Иерусалимской, позже – на Западе, где древнейший известный пример выбора евангельских отрывков, соответствующих празднику, относится к Галлии V в. Постепенно устанавливались канон чтений и чёткое сочетание отрывков с событиями или таинствами, к которым привязывалось богослужение, и их место в литургическом годе. В VIII–IX вв. широкое распространение получили капитулярии (лат. capitulare lectionum), списки евангельских чтений на каждый день. Такой список, как правило, помещался в начале или конце кодекса, содержащего полный текст всех четырёх Евангелий.

 



 
PR-CY.ru