ЕФРЕМ

ЕФРЕМ (ум. после 1239/1242 г.) – ученик Авраамия Смоленского, автор его Жития, настоятель Ризоположенского монастыря в Смоленске, преподобный (память в воскресенье перед 28 июля – в Соборе Смоленских святых). Биографические сведения о Ефреме скудны, содержатся в Житии Авраамия. Ефрем пишет о своей жизни в Ризоположенском монастыре, первым настоятелем которого являлся Авраамий; там книжник работал над Житием преподобного. Анализ Жития даёт исследователям основание считать, что Ефрем был рядом с Авраамием в течение длительного времени. Поскольку Ефрем передаёт яркие впечатления от поучений Авраамия, исследователи предполагают, что агиограф слышал их в период, когда Авраамий, подвизаясь в Успенском монастыре на Селище под Смоленском (преподобный принял там постриг и был рукоположён во иерея при «князе Мстиславе Смоленском и всея Рускыа», вероятно, Мстиславе Романовиче, занимавшем смоленский стол в 1197–1214 гг.), прославился своими проповедями. Поучения Авраамия стали причиной его острого конфликта практически со всем духовенством Смоленска, включая епископа Игнатия. Игумен Успенского монастыря запретил Авраамию проповедовать, после чего тот был вынужден удалиться в смоленский Крестовоздвиженский монастырь. По мнению исследователей, Ефрем поселился в Крестовоздвиженском монастыре вслед за учителем. Описание жизни Авраамия в этой обители, составленное Ефремом, содержит подробности и конкретные детали, в частности, описание облика преподобного: «Кости его и състави яко мощи исщести» (как следствие аскетических подвигов). Как очевидец Ефрем пишет о «снеме» (публичном суде епископа над Авраамием). Агиограф упоминает, что святой был «с двема ученикома», которые «преподобному служаща добре»; исследователи не исключают, что одним из учеников был Ефрем. Гонения на Авраамия, продолжавшиеся пять лет, прекратились после совершённого по молитвам преподобного чуда (прекратилось «бездождье велико»). Авраамий примирился со Смоленским Игнатием и по благословению епископа стал игуменом основанного на средства архиерея Ризоположенского монастыря, который отличался благодаря усилиям Авраамия строгостью при приёме иноков. Житие Авраамия было написано Ефремом, как полагают исследователи, после 1237 г., поскольку автор просит Бога «рассыпать и расточить... измаилтескыя языкы» (очевидно, речь идёт о монгольском нашествии на Русь в 1237–1242 гг.). Житие известно в двух редакциях в списках не раньше конца XV в. Первая редакция представлена 13 списками, из них самый ранний находится в Историческом музее. Вторая редакция насчитывает 11 списков, наиболее ранние и исправные из них – также в Историческом музее. Обе редакции восходят к недошедшему протографу Жития. Житие Авраамия известно также в сокращённом варианте в Прологах. В литературе неоднократно отмечалась зависимость Жития Авраамия от трудов Нестора (Житие Феодосия Печерского, Чтение о Борисе и Глебе, поучение «о казнях божиих» в «Повести временных лет…» под 1068 г.). Кроме того, Ефрем постоянно обращается к Священному Писанию, использует сюжеты переводных и оригинальных Житий (Иоанна Златоуста, Саввы Освященного, Авраамия Затворника и др.), ссылается на сборник «Златая чепь», делает выписку из «Повести некоего духовного отца к духовному сыну» (выписка не отождествлена).

 



 
PR-CY.ru