ЕСЕНИН Сергей Александрович - Страница 5

В очерке об Америке «Железный Миргород» (1923 г.) С.А. Есенин писал: «Я разлюбил нищую Россию... Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство. Пусть я не близок коммунистам как романтик в моих поэмах, – я близок им умом и надеюсь, что буду, быть может, близок и в своём творчестве». Автограф очерка содержит фразы, вычеркнутые, видимо, цензурой при публикации: «Убирайтесь к чёртовой матери с Вашим Богом и с Вашими церквями. Постройте лучше из них сортиры, чтоб мужик не ходил «до ветру» в чужой огород». Положительное отношение к новой, «каменной и стальной» России отразилось во многих стихотворениях и поэмах 1924–1925 гг.: «Издатель славный! В этой книге…», «Стансы», «Неуютная жидкая лунность…», «Письмо деду», «Письмо к женщине», «Баллада о двадцати шести», «Цветы» и др. Среди последних публикаций С.А. Есенина – сборники «Москва кабацкая» (Л., 1924 г.), «Русь советская» (Баку, 1925 г.), «Страна советская» (Тифлис, 1925 г.), «О России и революции», «Берёзовый ситец», «Избранные стихи», «Песнь о великом походе» (все – М., 1925 г.), в том числе наиболее значительные: «Персидские мотивы» (1924–1925 гг.), поэмы «Чёрный человек» (1923–1925 гг.) и «Анна Снегина» (1925 г.). Темы «Персидских мотивов», созданных в результате поездок С.А. Есенина в Ташкент в 1921 г. и Закавказье в 1924–1925 гг., – любовь к женщине, Родине, природе, Востоку и его древней поэзии. Стихи отличаются яркостью, жизнелюбием, приобретают черты песенной лирики. В поэме «Чёрный человек» отражена тема «двойничества». Образ чёрного человека, «прескверного гостя» – воплощённая персонификация одной из сторон авторского сознания, символ душевного состояния лирического героя, который делится тем страшным, что носит в себе и что изнутри разрушает его. Многочисленные повторы (прежде всего, слов «чёрный человек») создают сгущенный тревожный эмоциональный фон поэмы, чёрный цвет у С.А. Есенина всегда концентрировал в себе всё мрачное, уродливое, злое. Василий Фёдорович Наседкин, друг С.А. Есенина, вспоминал: «Эта жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения. Я дважды заставал его пьяным в цилиндре и с тростью перед большим зеркалом с непередаваемой нечеловеческой усмешкой, разговаривавшим со своим двойником-отражением или молча наблюдавшим за собою и как бы прислушивающимся к самому себе». «Анна Снегина», лиро-эпическая поэма, повествует о жизни страны и народа в первой четверти ХХ в. Автор создал галерею типов русского характера, исследуя его положительные и отрицательные черты в переломные моменты истории. Развивал идеи, высказанные им в «маленьких поэмах», о Руси «уходящей», «бесприютной» и «советской».

 



 
PR-CY.ru