ЕСЕНИН Сергей Александрович - Страница 3

Сочувственно встретил Февральскую, а затем Октябрьскую революцию 1917 г. Эти настроения отразились в стихотворениях 1917 г. «О Русь, взмахни крылами…», «Разбуди меня завтра рано…», «О верю, верю, счастье есть!..», «О муза, друг мой гибкий…». С.А. Есенин, по его собственным словам, «в годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном». В 1918 г. датировал свои книги «2-м годом 1-го века». В апреле того же года переехал в Москву. Публицистические, поэтические, устные декларации С.А. Есенина свидетельствуют о его симпатии сначала к левым эсерам, а затем к большевикам: «Говорят, что я большевик. Да, я рад зауздать землю» (1919 г.). В январе-феврале 1919 г. С.А. Есенин, по свидетельству журналиста, прозаика и мемуариста Георгия Феофановича Устинова, написал заявление о вступлении в РКП(б). В 1917–1919 гг. создал цикл из 11 так называемых библейских поэм, в которых осмысливал революционные события с помощью образов Ветхого и Нового Завета: «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Пантократор». В поэме «Товарищ» Иисус принимает участие в рабочем движении и погибает: «Слушайте: / Больше нет воскресенья! / Тело Его предали погребенью: / Он лежит / На Марсовом / Поле». Кощунственное богоборчество достигает пика в поэме «Инония», в которой С.А. Есенин представляется как «пророк Есенин Сергей». Поэму завершает четверостишие: «Новый на кобыле / Едет к миру Спас. / Наша вера – в силе. / Наша правда – в нас!» В поэме «Небесный барабанщик» С.А. Есенин приветствует революцию в космическом масштабе: «Да здравствует революция / На земле и на небесах!» «Неохристианство» С.А. Есенина оформилось в группе «Скифы» под влиянием Разумника Васильевича Иванова-Разумника (Иванова), который внушал, что будущий социализм является новой религиозной идеей, идущей на смену христианству, что от Бога необходимо отречься во имя «Человека». В 1918 г. вышел второй сборник стихов С.А. Есенина «Голубень». В 1919–1920 гг. от воспевания революции С.А. Есенин перешёл к неприятию многих действий советской власти, создал цикл поэм, в которых вновь использовал церковные образы: «Кобыльи корабли» (сентябрь 1919 г.), «Сорокоуст» (августа 1920 г.), «Исповедь хулигана» (ноябрь 1920 г.). «Вёслами отрубленных рук / Вы гребётесь в страну грядущего», – обвинял он власть. В 1920 г. писал: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжёлую эпоху умерщвления личности как живого. Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определённый и нарочитый… без славы и без мечтаний. Тесно в нём живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений».

 



 
PR-CY.ru