ЕСЕНИН Сергей Александрович

ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895–1925 гг.) – поэт, прозаик. Родился в крестьянской семье, отец служил приказчиком. В детстве вместе с бабушкой паломничал, в том числе в Радовицкий во имя Николая Чудотворца монастырь. В 1904–1909 гг. С.А. Есенин учился в Константиновском четырёхклассном земском училище, в 1909–1912 гг. – во второклассной учительской Спас-Клепиковской школе. Приезжая летом в село Константиново, посещал крестившего его священника Иоанна Смирнова, в доме которого собиралась учащаяся молодёжь. В эти же годы (наиболее активно с 1910 г.) С.А. Есенин стал сочинять стихи, начало сознательного поэтического творчества относил к 1911–1912 гг. Подражал Михаилу Юрьевичу Лермонтову, Алексею Васильевичу Кольцову, Ивану Саввичу Никитину, Николаю Алексеевичу Некрасову, Семёну Яковлевичу Надсону и др., описывал природу Рязанщины, события и переживания личной жизни («Звёзды», «Зима», «Ночь», «Моя жизнь», «Я ль виноват, что я поэт…» и др.). Тогда же эти стихи были частично собраны им в рукописных сборниках «Сергей Есенин. 1911 г. и 1912 г.» и «Больные думы». По собственным словам, «рос, дыша атмосферой народной поэзии», подражал частушкам, песням, сказкам: «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…», «Подражанье песне», «Под венком лесной ромашки…», «Хороша была Танюша, краше не было в селе…», «Ямщик», «Бабушкины сказки», «Сиротка (Русская сказка)» и др. Все стороны крестьянской жизни (в том числе религиозную, обрядовую) поэт воспринимал с позиции фольклорной «эстетики праздничности». В конце июля 1912 г. С.А. Есенин переехал в Москву. Работая в 1913–1914 гг. в типографии «Товарищество И.Д. Сытина», приобщился к общественно-политической деятельности, участвовал в забастовках, распространял нелегальную литературу, находился под наблюдением полиции. С сентября 1913 г. по март 1915 г. посещал лекции историко-философского цикла на академическом отделении Московского городского народного университета имени Альфонса Леоновича Шанявского. Стал членом Суриковского литературно-музыкального кружка, объединявшего писателей из народа. В детском журнале «Мирок» (1914. №1) впервые были напечатаны стихи С.А. Есенина («Береза», «Пороша», «Село» и др.). Участвовал в создании журнале «Друг народа» (начал выходить в 1915 г.). В Москве С.А. Есенин стал серьёзнее интересоваться нравственной и философской сторонами религии. Он писал другу Григорию Андреевичу Панфилову: «В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового... Невольно почему-то лезут в голову думы Кольцова: “Мир есть тайна Бога, / Бог есть тайна мира”». «Гений для меня – человек слова и дела, как Христос». «Я человек, познавший Истину, я не хочу более носить клички христианина и крестьянина...» В этот период истина для поэта выражалась в «живом слове» о «правде, добре и свободе». В ранних исторических поэмах «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о чёрном идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912 г.), «Марфа Посадница» (1914 г.), «Ус» (1914 г.) С.А. Есенин изображал противоборство божественных и сатанинских сил.

 



 
PR-CY.ru