ЕФРЕМ, Янкович - Страница 2

В челобитной царю он сообщил, что в январе 1704 г. в его Петоцркванскую епархию пришли венгры, разорили монастырь Успения Пресвятой Богородицы, «порубили» всю братию «и все христиане обретающихся во оной епархии». Из письма Петру I от 19 сентября 1706 г. следует, что по царскому указу на пропитание ему была пожалована пятая часть денежных средств, получаемых от приходов Суздальского архиерейского дома, которая составляла в тот период 150 руб. в год. В сентябре 1707 г., согласно предписанию царя, Ефрем был направлен «в поход, в полки... с ризницею и с певчими и с подъяки из сербския земли, тако ж де и суздальскими, которые даны ему в послужение». До мая 1708 г. он находился при русской армии в Смоленске вместе с восемью соотечественниками (четырьмя монахами и четырьмя бельцами); суздальские подьяки его покинули из-за недостатка материального обеспечения. Период пребывания Ефрема на Суздальской кафедре также определяется исследователями по эпитафии: «Не больше седмь месяц и троих лет», т.е., возможно, в сентябре 1708 г. в связи с болезнью митрополита Илариона (ум. в декабре 1708 г.) Ефрем стал, как полагают исследователи, администратором Суздальской и Юрьевской епархии, а после смерти Илариона был поставлен на кафедру в сущем сане митрополита. В Житии Илариона, составленном в XVIII в., говорится, что Ефрем был «при палестинских патриарсех» (исследователи полагают, что Ефрем посещал Святую землю) и что после смерти митрополита Илариона он ничего не изменил в порядке церковных церемоний, совершаемых при его предшественнике. В 1709 г. в Россию для встречи с Ефремом прибыл его брат, торговый человек Дмитрий Янкович, житель города Петроварадин. Встреча братьев состоялась в Москве, на подворье Суздальского архиерейского дома. Ефрем похоронен под спудом в суздальском кафедральном соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в «левой пазухе» рядом с могилой Илариона Суздальского. Даты жизни и церковной деятельности Ефрема были изложены силлабическими стихами в эпитафии, которая не сохранилась до настоящего времени. Её текст был впервые записан А. Фёдоровым в первой половине XVIII в., а затем исследован Константином Никитичем Тихонравовым. Также дата его смерти указана в списке благотворителей Рождественского собора в Суздале. Сербы, приехавшие с Ефремом в Россию и остававшиеся с ним до его смерти (иеродиакон Прокопий, иеромонах Савва, конюший Стефан Константинов и слуга Пётр Иванов), в 1713 г. вернулись на родину. Сохранилась незначительная часть архивных документов о состоянии Суздальской епархии в период правления Ефрема, но она мало исследована. От делопроизводства Суздальского архиерейского дома осталась лишь опись документов начала ХХ в., местонахождение самих документов в настоящее время неизвестно. Из подлинных и копийных источников известны: Сборник указов, поступивших в архиерейский дом за 1711 г., делопроизводство Суздальского приказа монастырских дел за 1708 г.–1710 гг., характеризующее систему управления архиерейскими и монастырскими вотчинами в период секуляризационных реформ Петра I.



 
PR-CY.ru