ЕВСЕВИЙ

ЕВСЕВИЙ (ум. в 379 или 380 г.) – епископ Самосаты (ныне Самсат, Юго-Восточная Турция), участник арианских споров, священномученик (память 22 июня). Предположительно до избрания на епископскую кафедру был врачом. Время рукоположения неизвестно. К 360 г. уже принадлежал к числу сторонников епископа Акакия Кесарийского. По мнению исследователей, богословские взгляды Евсевия в это время были близки к взглядам епископа Мелетия Антиохийского, избегавшего как никейского православия, так и крайнего арианства (аномеи). Они полагают, что Евсевий склонялся к омиусианству. Партия омиев на Константинопольском Соборе 360 г. видела в Евсевии своего сторонника. В том же году Евсевий принимал участие в избрании Мелетия на Антиохийскую кафедру. Определение об избрании Мелетия было подписано всеми участниками Собора в Антиохии и передано на хранение Евсевию. Вскоре (после изгнания Мелетия) на Антиохийскую кафедру был избран Евзоий. Ариане потребовали от императора Констанция II уничтожить документ об избрании Мелетия. Император отправил в Самосату посланника, чтобы изъять этот документ у Евсевия, однако тот отказался его отдать и заявил, что вернёт его только в присутствии всех, кто подписали это соборное определение. Таким образом, Евсевий выступил защитником Мелетия. В 363 г. Евсевий участвовал в Антиохийском соборе, на котором под председательством епископа Мелетия был подтверждён Никейский Символ веры, хотя и с некоторыми замечаниями, придававшими ему омиусианское толкование. Подпись Евсевия стоит под постановлениями этого Собора сразу после подписи епископа Мелетия. Евсевий был противником антиохийских евстафиан, которых с 362 г. возглавлял епископ Павлин. Эта община признавалась Афанасием Великим как единственная православная в Антиохии. Дело защиты епископа Мелетия сблизило Евсевия с Василием Великим. В 370 г. Евсевий принимал участие в избрании Василия на кафедру Кесарии Каппадокийской. В 370 гг. Евсевий, Василий Великий и Григорий Богослов вели оживлённую переписку. Известно около 20 посланий Василия к Евсевию и пять посланий Григория; ответные послания Евсевия не сохранились. Также Василий направил два послания к жителям Самосаты в тот период, когда Евсевий был изгнан из города, и четыре послания к Антиоху, племяннику Евсевия и впоследствии его преемнику на кафедре. По мнению исследователей, эта переписка весьма лаконична по содержанию, поскольку, как они полагают, её участники не всегда считали возможным распространяться о некоторых известных им вопросах. Во многих местах она носит личный характер. Василий Великий постоянно выражает почтение Евсевию как старейшему и более опытному собрату; хвалит его благочестие, святость жизни, заботу о церкви, описывает его сожаление о господстве арианской ереси на Востоке и пытается утешить; просит у Евсевия молитв за себя. Он консультировался с Евсевием относительно своих контактов с Западом, начатых в 371 г. Евсевий одобрил инициативу Василия направить на Запад коллективные послания с просьбой о помощи в борьбе с арианством и проект созыва на Востоке общего Собора из восточных и западных епископов. Кроме того, Евсевий подписал послание Василия в Рим, где высказывалось требование поддержки епископа Мелетия и критиковалась антиохийская община евстафиан.

 



 
PR-CY.ru