ЕВГЕНИЙ

ЕВГЕНИЙ (ум. в 505 г.) – епископ Карфагенский (близ современного города Тунис), святитель (память в Западной церкви 13 июля). Основным источником сведений о Евгении является «История гонений в Африканской провинции» епископа Виты Виктора. В ней сообщается, что после смерти Деограция (около 456 г.) вандалы-ариане под руководством короля Гейзериха (428–477 гг.) не позволили православным избрать нового Карфагенского епископа. Только король Гунерих (477–484 гг.) под давлением византийского императора Зинона разрешил возвести на кафедру Евгения (480 г.). По свидетельству Виктора Витенского, Евгений не был широко известен в Африке. Вероятно, он был выходцем с Востока. Наставником Евгения был некто Диадох, который отождествляется с аскетическим писателем и епископом города Фотика в Древнем Эпире Диадохом. Взойдя на кафедру, Евгений заслужил уважение православной паствы за святость жизни, милосердие к бедным и другие добродетели. Святитель открыто выказывал преданность римской культуре. В частности, запретил входить в церковь в варварских одеждах, что вызвало неприязнь к Евгению со стороны вандалов. Епископское служение Евгения пришлось на период гонения вандалов на христиан православного исповедания. В мае 483 г. король Гунерих издал постановление, в котором повелел всем православным и арианским епископам Африки собраться в феврале следующего года в Карфагене для диспута о вере. Понимая, что королевская инициатива является формальным предлогом для соборного осуждения православной веры, Евгений потребовал, чтобы на Соборе присутствовали епископы «из-за моря», т.е. италийские иерархи, подчинённые Римскому папе. Гунерих ответил отказом. Накануне открытия Собора, в день Богоявления, в одной из православных церквей Карфагена произошло чудо. Когда Евгений крестил некоего слепого, по имени Феликс, и осенил его крестным знамением, тот прозрел. Весть о чуде распространилась по городу, что вызвало ещё большую ненависть ариан к святителю. Собор открылся 1 февраля 484 г., в результате диспута православная вера была осуждена. В «Истории...» Виктора Витенского сохранилось исповедание веры православных участников Собора, которое, согласно сообщению Геннадия Массилийского, было составлено Евгением. После Собора король Гунерих начал жестокое преследование православных в Африке. У них были отобраны все церкви в Карфагене и переданы арианам. Многие епископы были лишены кафедр и всех гражданских прав, низведены до положения рабов, миряне и священники отправлены в ссылку, а некоторые приняли мученическую кончину. Евгений был выслан в город Туррис Тамаллени, находившийся в пустынной местности в области Бизацена, под надзор арианского епископа Антония, известного жестокой неприязнью к православным. Вместе с тем он выступал как защитник простых граждан Карфагена и, пользуясь влиянием на короля Гунериха, спас от наказания чиновника, проявившего милосердие к православным. По словам Виктора Витенского, Антоний безуспешно пытался склонить к арианству православного епископа города Туррис Тамаллени Хабетдея. Перед изгнанием Евгений составил завещание, которое по содержанию является, скорее, духовным наставлением православной пастве Карфагена. К Евгению Антоний проявил особую жестокость: держал его в одиночестве, постоянно подвергал оскорблениям. Заметив, что Евгений нездоров, Антоний приказал поить его острым уксусом, надеясь на его скорейшую кончину. Однако святитель выздоровел.

 



 
PR-CY.ru