ЕФРЕМ - Страница 5

Подобный извод мог быть основой для составления текста иконописных подлинников. В церкви во имя архангела Михаила находится единоличный ростовой образ Ефрема последней трети XVII в. – начала XVIII в. (с поздними поновлениями) – в схиме, с куколем на голове и разведёнными в стороны руками, десницей благословляет именословно, в левой руке – модель храма своеобразной архитектуры. Личное исполнено в «живоподобной» манере, борода небольшая, слегка раздвоенная на конце, с вьющимися прядями и проседью; на верхнем поле – образ Спаса Еммануила. Образ аналогичного извода («древняя икона» святого в окладе, с цатой) воспроизведён на хромолитографии 1882 г. (московская мастерская Д. Гаврилова, Российская государственная библиотека, со штампом библиотеки Румянцевского музея). Наиболее распространённый иконографический извод – преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские на фоне Борисоглебского монастыря в Торжке. В 1720 г. пономарь церкви во имя апостола Филиппа в Торжке иконописец Евфимий Недоносков написал икону преподобных в молении Спасителю с панорамой Борисоглебского монастыря (с обозначением всех зданий) и пейзажем с видом Торжка, которая впоследствии хранилась в Тверском музее. Существует две прориси с икон XVIII в. с близким типом изображения, Ефрем представлен с небольшой бородой и кудрявыми волосами по краю куколя. Такие иконы (фигура Ефрема помещена слева) получили большое распространение в XIX в., как, например, образ, созданный в Торжке во второй половине XIX в. (с частицей св. мощей), – седобородый Ефрем держит игуменский жезл, вид Борисоглебского собора точно воспроизводит здание 1785–1796 гг., икона в серебряном окладе последней трети XIX в. (обе из церкви во имя архангела Михаила в Торжке) – Ефрем поднял к груди руку с чётками, образ около 1883 г. (музей имени Андрея Рублёва). Иногда вверху помещался образ Божьей Матери (икона-пядница первой половины XIX в. из иконостаса церкви во имя архангела Михаила в Торжке). К небольшим паломническим реликвиям относятся иконы Ефрема и Аркадия с условным видом монастырского собора и образом Спаса Нерукотворного вверху, писавшиеся нередко на золотом или серебряном фоне, иногда Ефрем указывает на церковь, держит в руке развёрнутый свиток (конец XIX – начало XX вв., музей имени Андрея Рублёва, Тверская картинная галерея, церковь во имя архангела Михаила, частные собрания). На обороте одной из икон (около 1890 г., собор Святой Троицы («Белая Троица») в Твери) имеется надпись – благословение архимандрита Макария М.И. Масленникову «за живое участие при издании книжки о Новоторжском Борисоглебском монастыре» 28 декабря 1890 г. В соборе Святой Троицы («Белая Троица») в Твери в южном приделе во имя Ефрема и Аркадия находится храмовый образ, прописанный в конце 1960 – начале 1970 гг. Изображения преподобных включены в роспись главного алтаря (1940 гг., поновление в конце XX в.), в стенопись свода летней части церкви (середина XIX в., поновление в конце XX в.), южного придела над ракой Макария Калязинского (1950–1960 гг., поновление в 2007 г.), написаны в древнерусской стилистике на внешней стене собора со стороны апсиды придела.

 



 
PR-CY.ru