ЕФРЕМ

ЕФРЕМ (ум. в 1053 (?), г.) – Новоторжский, основатель новоторжского во имя святых князей Бориса и Глеба мужского монастыря, преподобный (память 28 января, 11 июня, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля – в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня – в Соборе Тверских святых). Источниками сведений о Ефреме и его почитании является Житие святого, а также составленные в XVII в. Сказание о мощах, Похвальное слово и Сказание о перенесении мощей Ефрема в 1690 г. Из этих сочинений наиболее широкое распространение в списках получило Житие. По сообщению редакции Жития, созданной в XVII в., древнейшее жизнеописание святого, хранившееся в Борисоглебском монастыре, было увезено тверичами во время захвата Торжка войсками великого князя Михаила (великого князя Михаила Ярославича, разорившего Торжок в 1315, или его внука великого князя Михаила Александровича, захватившего город в 1372 г.). Поскольку иноки Борисоглебского монастыря жили «в велицеи нищете», они не смогли «преподобнаго жития искупити», во время последовавшего за этими событиями пожара в Твери рукопись сгорела. Новая редакция Жития Ефрема была составлена в последней трети XVI в., после обретения 11 июня 1572 г. мощей святого, иеромонахом Иоасафом из Юрьева новгородского мужского монастыря. В данной редакции жизнеописание Ефрема, основанное во многом на повествовании Киево-Печерского патерика, дополнено рассказами о чудотворениях Ефрема, где упомянуты жители Торжка конца XV – первой половины XVI вв., местные вотчинники, новоторжские и новгородские помещики, происходившие преимущественно из Москвы (например, князья Хованский и Путятин-Друцкий; то обстоятельство, что в записях чудес фигурируют московские по происхождению помещики, связано, как полагают исследователи, с переменами в среде новгородских покровителей монастыря после присоединения Новгорода к Русскому государству в 1478 г.), известный опричник Деменша Черемисинов и др. Повествование о чудесах содержит ряд уникальных известий о жизни Торжка и России в конце XV – XVI вв., оно также свидетельствует о традиции почитания Ефрема в Торжке до обретения мощей (ряд описанных в Житии чудес связан с наказанием святым помещиков или царских слуг, жестоко обращавшихся с зависимыми от них людьми). В XVII в. Житие в редакции иеромонаха Иоасафа подверглось переработке. По мнению исследователей, это было связано с событиями Смутного времени, когда интервенты разграбили Торжок, и уцелел только монастырский Борисоглебский собор, где почивали мощи Ефрема, что было воспринято современниками как заступничество святого. В середине XVII в. Житие было дополнено Похвалой святому и записью новых чудес, последнее из которых датируется 1647 г., некоторые списки Похвального слова содержат чудо, относящееся к 1681 г. Краткое Житие Ефрема было написано для издания Пролога в 1661 г. В 1744 г. в Москве было опубликовано Житие Ефрема и служба ему, составленные, как полагают исследователи, на основании трёх списков Жития XVII в. из Борисоглебского монастыря. Сказание о мощах, Похвальное слово и Сказание о перенесении мощей Ефрема в 1690 г. представлены немногочисленными списками XVII–XVIII вв. Согласно Житию, Ефрем был «родом угрин» (венгр), служил конюшим у Ростовского князя Бориса, к дружине которого принадлежал также брат Ефрема Георгий Угрин.

 



 
PR-CY.ru