ЕФРЕМ - Страница 8

Изображения Ефрема встречаются в академической монументальной живописи XIX в., в частности, в группе подвижников XI в. в росписи галереи русских святых, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.). Образ Ефрема был включён в программу росписи 1870 гг. придела князя Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве (художник Виктор Дормедонтович Фартусов): он представлен в алтарной арке над иконостасом вместе с другим святым XI в. – Ефремом Новоторжским. Изображение Ефрема введено в мозаичное убранство интерьера храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге (1897–1907 гг., М.А. Титов). Фигура святителя написана на южной стене слева в трапезной части церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Киево-Печерской лавры (начало XX в., художник Иван Сидорович Ижакевич) – в архиерейской мантии, омофоре и митре с опушкой, с крестом на груди, с благословляющей десницей и жезлом с навершием в виде посоха в левой руке, у него седые волосы и окладистая борода, надпись: «Преп. Ефремъ Епiскопъ Переясл.» (форма митры и жезла свидетельствует о стремлении автора воспроизвести древние образцы). Предположительно Ефрем – один из святителей в первом ряду в композиции Собора чудотворцев Ближних пещер в стенописи 1900–1902 гг. иконописца Владимира Дмитриевича Сонина у входа в лавру. В составе Соборов русских святых Ефрем представлен на иконе первой половины XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге (музей истории религий) – первый во втором ряду правой группы преподобных, в монашеском одеянии, с непокрытой головой и округлой бородой с проседью (возможно, это Киево-Печерский пресвитер Ефрем). Преподобный изображён также (рядом с Макарием Каневским) на созданных монахиней Иулианией (Соколовой) иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. и начале 1950 гг. (обе в ризнице Троице-Сергиевой лавры), конца 1950 гг. (СДМ), на иконах «Собор святителей, в земле Российстей просиявших», «Святые первосвятители всея Руси» середины XX в. (обе в митрополичьих палатах Троице-Сергиевой лавры) – в виде средовека с короткой бородой, в крещатой фелони, омофоре и митре, с иконой Николая Чудотворца и развёрнутым вверх свитком в руках. Его фигура помещена и в современных композициях Собора русских святых, написанных на основе извода иконы работы монахини Иулиании, например, 1997 г. письма Натальи Евгеньевны Алдошиной, 2002 г. работы М.В. Пыжова из московских храмов Николая Чудотворца в Клённиках, Воскресения Христова в Сокольниках.



 
PR-CY.ru