ЕФРЕМ - Страница 6

В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Житие Ефрема, помещённое в печатном Киево-Печерском патерике 1661 г. и в его переизданиях, представляет собой компиляцию, состоящую из Жития Феодосия и «Повести временных лет…». В Густынской летописи упоминается Житие Ефрема и Моисея Угрина, в котором говорилось об изгнании «иноков из области Лядзкия» (вероятно, имеется в виду фрагмент Киево-Печерского патерика). Наиболее раннее изображение Ефрема, по мнению исследователей, помещено в Радзивиловской летописи конца XV в. на миниатюре, посвящённой обретению мощей Феодосия Киево-Печерского. Идентифицировать фигуру Ефрема в группе предстоящих лиц в монашеской одежде исследователи не могут. На гравюре мастера Илии 1656 г., помещённой в издании Киево-Печерского патерика (Киев, 1661 г.), в среднике Ефрем изображён в саккосе и омофоре, с непокрытой головой, в левой руке – Евангелие. Композиция включает три сюжета: Ефрем передаёт книгу со Студийским уставом Феодосию (левое клеймо); хиротонию святого во епископа (правое клеймо); в нижней части гравюры Ефрем в мантии и куколе, с посохом в руке, представлен идущим по дороге к стенам Царьграда (Константинополя; «многажды Ефрем хождаше в путь в Цариград и паки возвращашеся в Печер(ский) манн(астырь)»). В подписи-виршах отмечено, что святой имел «в подвигах криле голубине». На гравюре Леонтия Тарасевича к изданию Патерика 1702 г. Ефрем изображён в архиерейском облачении – мантии и омофоре, в митре и с жезлом в руке на фоне лаврского подворья, сюжеты передачи устава и поставления в епископы включены в общую композицию, внизу в клейме Ефрем представлен с сумой за плечами и посохом в руке на пути к Царьграду. На ранней киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643–1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК»), на близкой по иконографии иконе «Древо Киево-Печерских святых» 1760 гг. из церкви Печерской иконы Божьей Матери в Угличе (Угличский музей) погрудное изображение Ефрема в святительском облачении (омофор, митра) помещено в цветке «древа» в левой части композиции. В иконописном подлиннике конца XVIII в. о внешнем облике Ефрема сказано: «Сед, брада Николина, власы с ушей, в шапке (митре) и во амфоре (омофоре), риза мантия дичь красен, испод бакан, обема рукама держит Евангелие». Иконописный подлинник XVIII в., принадлежавший Георгию Дмитриевичу Филимонову, упоминает под 28 января «Ефрема евнуха, инока Печерскаго, епископа Переяславскаго».

 



 
PR-CY.ru