ЕФРЕМ - Страница 2

Первым Переяславским митрополитом стал грек Леонт (Лев), его русские преемники Пётр и Николай, назначенные один за другим князем Всеволодом, похоже, не были утверждены в Константинополе, так что «русский» грек Ефрем стал компромиссной кандидатурой. Таким образом, поставление Ефрема должно было состояться, как полагают исследователи, в период киевского княжения Святослава Ярославича (1073–1076 гг.), не позднее 1076 г., поскольку после его смерти в декабре того же года князь Всеволод правил в Чернигове и Киеве, и существование отдельной Переяславской митрополии потеряло политическую актуальность. Несмотря на такие перемены, свой титул последний Переяславский митрополит Ефрем сохранял до конца жизни. В пределы обширной епархии Ефрема входили помимо области собственно Переяславского княжества, по мнению исследователей, также территории будущей Смоленской епископии и в конце святительства Ефрема временно упразднённой Ростовской епископии (упразднена, очевидно, после смерти Ростовского епископа Исаии, вскоре после 1089 г.). Вследствие этого имя Ефрем могло попасть в списки Ростовских архиереев, и Суздальский епископ Симон, один из авторов Киево-Печерского патерика, в первой четверти XIII в. считал Ефрема Переяславского и Ефрема Суздальского разными лицами (с другой точки зрения, на рубеже XI и XII вв. существовала Суздальская епископия, которой управлял епископ Ефрем, не отождествляемый с этим Ефремом; см. в ст. «Ефрем, епископ Суздальский (Ростовский)».) По мнению исследователей, для гипотезы, что в 1091–1096 гг. Ефрем был также и Киевским митрополитом (Денис Григорьевич Хрусталёв), которая реанимирует устаревшую идею историографии XIX – первой половины ХХ в., ещё не знавшей о существовании отдельной Переяславской митрополии, недостаточно оснований; эта гипотеза базируется только на отсутствии упоминаний о киевском митрополите Николае до 1097 г. Вместе с тем, исследователи не исключают, что повторное освящение Софийского собора в Киеве, которое имело место 4 ноября неизвестного года, было совершено не Киевским митрополитом Ефремом, как обычно считается, а именно этим Ефремом в 1089 г. Так полагал ещё Капитон Иванович Невоструев, хотя точка зрения историка, будто Ефрем управлял Киевской митрополией при немощном митрополите Иоанне III, а затем сам занял киевскую кафедру, исследователи признают устаревшей. Другое дело, что с утратой политических оснований для существования отдельной Переяславской митрополии киевский князь Всеволод Ярославич после смерти в 1089 г. Киевского митрополита Иоанна II мог предпринять попытку перевести близкого к себе Ефрема в Киев, в связи с чем до прибытия в 1090 г. нового митрополита Иоанна III Ефрем мог выполнять обязанности местоблюстителя киевской митрополии и освятить Софийский собор (вопрос остаётся открытым). Заметной чертой деятельности Ефрема как правящего архиерея стало чрезвычайно активное строительство, причём не только церковное, но и гражданское.

 



 
PR-CY.ru