ЕВСТАФИЙ - Страница 4

Во второй части Евстафий приводит ряд античных свидетельств, касающихся биографии Пиндара и восходящих к утерянному сочинению Плутарха, на которое он прямо ссылается в начале комментария. В заключение касается вопроса о возникновении Олимпийских игр и проблемы строфичности ритмической структуры од Пиндара (за двумя одинаковыми строфами (строфой и антистрофой) следует отличающийся от них по структуре эпод). Вступление к комментариям к «Описанию ойкумены» Дионисия Периегета, написанное Евстафием в форме посвятительного письма другу и бывшему ученику Иоанну Дуке, содержит объяснение значения термина «периэгеза» в истории античных литературных жанров, различий понятий «география» и «хорография» у античных авторов, географической традиции в Античности (в том числе рассказано о её представителях, подробно изложены биография и особенности поэзии Дионисия Периегета). В комментариях к географической поэме Евстафий, прежде всего, пересказывает стихи Дионисия и кратко поясняет их, затем подробно истолковывает их смысл с точки зрения византийского учёного XII в. Его комментарии содержат многочисленные цитаты из античных сочинений по истории и географии. Среди цитируемых авторов чаще других упоминаются Страбон (неизменно называемый «Географ»), Гомер («Поэт»), историки Геродот, Ксенофонт Афинский и Диодор Сицилийский, философ-перипатетик Аристотель, эллинистический автор поэмы о звёздах Арат из Сол, император Юлиан Отступник, Стефан Византийский и Феофилакт Симокатта. Евстафий использовал также свидетельства древних схолий и разночтения рукописей поэмы Дионисия. Как правило, он называет античного автора приводимой им цитаты, однако использует и выражения типа «говорят», «по мнению древних», «одни передают», «другие же утверждают» и т.п. Иногда Евстафий приводит цитаты из произведений античных авторов дословно, но чаще пересказывает текст своими словами, видимо, по памяти и не сверяясь с оригиналом, что неизбежно порождает неточности при анализе гекзаметров Дионисия. Культурно-историческая ценность его комментариев к «Илиаде» и «Одиссее» состоит в том, что они содержат богатейшую информацию из утраченных схолий более раннего времени, которыми он пользовался. Евстафию удалось отразить совокупность эстетических, риторических, историко-грамматических, мифологических и географических аспектов гомеровской эпопеи. Демонстрируя блестящую эрудицию и глубокое знание рукописей Гомера, он приводит пространные выдержки из сочинений эллинистических грамматиков Апиона, Геродора, Дионисия Фракийского, Гераклита и Зенодота о гомеровском эпосе, цитирует древнегреческих историков и географов (Геродота, Фукидида, Страбона, Арриана и др.), словарь Стефана Византийского и словарь «Суда». Евстафий часто полемизирует с предшественниками. Так, вопреки мнению Аристарха, александрийского филолога и грамматика II в. до н.э., у него в объяснении античных мифов превалирует восходящее к неоплатоникам аллегорическое толкование, характерное и для христианского сознания образованного византийца, который в изображении языческих богов Гомера усматривал иносказание и «обманные образы».

 



 
PR-CY.ru