ЕВСТОХИЯ

ЕВСТОХИЯ (ум. в 362 г.) – мученица (память в Западной церкви 2 ноября), пострадала в городе Тарс в Киликии при римском императоре Юлиане Отступнике. Сохранившаяся латинская версия Мученичества Евстохии представляет собой перевод с греческого, выполненный, как полагают исследователи, не раньше второй половины IX в., т.к. оно неизвестно составителям каролингских Мартирологов. Греческий оригинал был основан на подлинных актах допроса, впоследствии подвергшихся литературной переработке в Антиохии. Редактор датирует кончину святой по «антиохийской эре», что соответствует 356 г. – он соотнёс второй год правления императора Юлиана Отступника, когда пострадала Евстохия, с официальной датой провозглашения его цезарем (355 г.), а не с годом прихода его к власти на Востоке (361 г.). Согласно Мученичеству Евстохии, император Юлиан Отступник после прибытия в Тарс устроил всенародное празднество во дворце в честь богини Венеры. Для участия в жертвоприношениях и торжествах были приглашены все жители города. Однако некая дева Евстохия, христианка, стала публично призывать народ не ходить на праздник и не поклоняться ложным богам. Когда об этом донесли императору Юлиану, тот велел привести её и заставить принять участие в празднестве. Однако Евстохия обличила императора. Юлиан приказал пытать её и склонять к совершению жертвоприношений. Евстохия только молилась и благодарила Христа. По приказу императора она была сожжена. Выброшенные без погребения останки Евстохии забрала её мать и похоронила в фамильной гробнице. Ипполит Делеэ считает Мученичество сугубо литературным произведением, но не приводит аргументов, подтверждающих его мнение. Другой болландист, Г. ван Хофф, рассматривая Мученичество Евстохии в общем контексте правления императора Юлиана Отступника, приходит к выводу, что оно даёт верное представление о гонении императора Юлиана. Содержание агиографического рассказа исследователи считают вполне достоверным. Хотя Зосим и Сократ Cхоластик по-разному описывают причины, которые привели Юлиана в Тарс, оба они утверждают, что император находился там в начале ноября 362 г. Обстоятельства мучений Евстохии вполне соответствуют «мягкому», по выражению Иеронима, гонению в правление Юлиана, которое являлось не законодательно оформленным преследованием христиан, а, скорее, проявлением личной неприязни императора к ним. Хотя в Мученичестве днём кончины Евстохии указано 1 ноября, в Римском Мартирологе её имя помещено под 2 ноября. Впервые этот сдвиг отмечен в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV в.), где память Евстохии указана вместо памяти Евстафия Плакиды (называемого иногда в западной традиции Евстахием), который поминается под этой датой в Мартирологе Узуарда (IX в.). Однако к XIV в. в римских литургических книгах для Евстафия Плакиды основным днём памяти стало 20 сентября, что и нашло отражение в Римском Мартирологе.

 
PR-CY.ru