ЕВСТАФИЙ - Страница 3

Поскольку в Житии умалчивается о том, сколько времени Евстафий тратил на переходы и пребывание в разных местах, восстановить точную хронологию его хождения исследователям не представляется возможным. Из Александрии Евстафий отправился в Скит, где собирался остаться, но ему было видение, в котором Богоматерь повелела ему идти в Армению (без сомнения, имелась в виду Киликийская Армения). Исследователи не исключают, что, отправляясь в Киликию, Евстафий и там хотел найти поддержку единоверцев в связи со спором о почитании субботы. К Евстафию и его ученикам присоединился скитский монах Захария, эфиоп по происхождению. Их путь лежал через Святую землю, причём в Иерусалиме Евстафий встречался с монофизитским епископом. Затем Евстафий со спутниками хотели сесть на корабль, но им нечем было заплатить за переезд по Средиземному морю. Тогда они чудесным образом переправились на одежде Евстафия и через девять дней достигли Кипра, где поклонились Пресвятая Богородице в церкви, отождествляемой исследователями с латинской часовней Девы Марии Пещерной, располагавшейся на восточном берегу острова, близ Фамагусты. На Кипре Евстафий посетил епископа, как полагают исследователи, армянского, кафедра которого находилась в Никосии. Гостеприимство монахам оказала «верная Азиза», обучавшая девиц «тканью дорогих одежд»: речь идёт о шитых золотом кипрских тканях, снискавших известность во всём средневековом мире как opus Cyprium. С Кипра тем же сверхъестественным способом путники переправились в Киликийскую Армению. По дороге Евстафию было откровение о кончине Амда Сиона, повергшее его в глубокую скорбь. Как полагают исследователи, монахи высадились у крупного киликийского порта Аяццо (Лаяццо; древнее название Эги, ныне Юмурталык, Турция). После прибытия Евстафий воскресил знатного отрока, отчего слава о нём пошла по всей Армянской земле. «Патриарх Армении» (т.е. Сисский католикос) при встрече с Евстафием оказал ему почести и предложил богатые дары, от которых Евстафий отказался. В Житии нет ни малейшего намёка на униатство Армянской церкви, о котором ни Евстафий, ни евстафиане, вероятно, не подозревали. Из Киликии Евстафий отправился на север, в глубь Анатолии. Он почти пересёк её и преставился в городе Колония (ныне Шебинкарахисар, Турция), где и был похоронен, согласно Житию, рядом с могилой мученика Мармехнама Персидского, как полагают исследователи, в церкви, которая сегодня известна под названием Бозук-килисе (тур. – Разрушенная церковь). Впрочем, как утверждают исследователи, другие источники не подтверждают локализацию гробницы этого мученика в данной местности. В начале XVI в. гробницу Евстафия посетил живший тогда в Иерусалиме высокопоставленный представитель евстафиан Такла Марьям. В 1679 г., согласно эфиопской «Хронике царя Иоанна I», армянский архиепископ Шамирамакерта Ованнес (в 1663–1664 и 1665–1667 гг. занимавший армянский патриарший престол в Стамбуле) привёз в город Гондар (Гондэр) в Эфиопии частицу мощей (кость руки) Евстафия, помещённую в церкви Мэдхане Алем. Основным днём памяти Евстафия в Эфиопской церкви является день его кончины, а 15 тахсаса, согласно одной из редакций эфиопского синаксаря, вспоминается его чудесное переправление по воде на своей одежде.



 
PR-CY.ru