ЕВСТАФИЙ - Страница 2

Как полагают исследователи, истоки субботствования следует искать в тех «ветхозаветных обычаях», на распространение которых в Эфиопской церкви в конце XI в. сетовал эфиопский митрополит Севир (1077–1092 гг.). Евстафий также постоянно напоминал о равночестности Ипостасей Святой Троицы, в связи с чем призывал к особому почитанию Пятидесятницы как единственного праздника, посвящённого по преимуществу Святому Духу. Проведя по семь лет в Дэбрэ-Цэраби, в Май-Коркоре (область Сэхарт) и в пустыне Бур, а затем десять лет в Дэбрэ-Бэрбэре (область Амба-Сэнайт), Евстафий оказался «в стране Сараве, уча и проповедуя слово св. Евангелия, и не приняли его учения, и не переставали продавать христианские души, проливать кровь и насиловать, и многоженствовали». Поэтому в течение шести лет Евстафий соединял молитву за местных жителей с постом: не вкушал плодов их земли, пил только воду. Когда новый митрополит авва Иаков прибыл в Эфиопию и остановился в области Хамасен, Евстафий явился к нему и удостоился его благословения. Это вызвало зависть монахов и священников, которые решили побить Евстафия ночью камнями, но благодаря вмешательству архангела Михаила ему удалось спастись. В этом эпизоде речь явно идёт о соперничавших с евстафианами представителях Дэбрэ-Либаносской конгрегации, которые, опасаясь усиления влияния Евстафия, решились на крайние меры. Дошедшие до настоящего времени списки Жития Евстафия по-разному изображают его отношения с эфиопским царём Амда Сионом (1314–1344 гг.). Согласно пространной редакции, царь, прославляемый агиографом за благочестие, строительство храмов и военные победы над иноверцами, благоволил к Евстафию и предлагал ему богатые дары, от которых тот смиренно отказался, будучи верен принципу нестяжательства. Более достоверной исследователям представляется версия, где сообщается, что Амда Сион преследовал монахов, которые порицали его за брак с женой отца, запрещённый церковными канонами. Преследованию подверглись Евстафий, Бацалота Микаэль и дэбрэ-либаносские мамхеры (благочинные). Тогда Евстафий отправился в изгнание и оказался в стране Сараве (Сэрае), где осудил наместника Варасина Эгзиэ за многожёнство. Около 1338 г. Евстафию пришлось покинуть Эфиопию, оставив последователей на попечение своего ученика Абсади. Евстафий проходил через области племён богос (современные билин), красных и чёрных марйа в Северной Эритрее, затем через христианскую Нубию. Его сопровождали несколько учеников: Бакимос из Дэбрэ-Цэраби, Меркурий, Филипп, Габра Иясус, Косма, которые впоследствии возвратились на родину, тогда как другие умерли во время странствия. Путь Евстафия лежал в Египет, где ему надлежало выполнить просьбу царя Амда Сиона, поставив вопрос о субботствовании перед коптским патриархом Вениамином II (1327–1339 гг.), который принял Евстафия в Александрии и справедливо указал ему на то, что апостольское постановление о соблюдении иудейской субботы давно утратило силу. Там же Евстафий встретил единоверного ему предстоятеля Армянской церкви, изгнанного из своей земли «за имя Христово».

 



 
PR-CY.ru