ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ - Страница 9

Согласно И. Канту, естественной религией должна считаться такая религия, «в которой я сначала должен знать, что нечто есть долг, прежде чем я могу признать это за божественную заповедь». Вместе с тем, он разделял и деистическое понимание естественной религии как исключительно рационального явления: в естественной религии каждый «способен убедиться с помощью своего собственного разума». В целом естественная религия трактуется И. Кантом как «мораль, соединённая с понятием о том, что может способствовать достижению её конечной цели», т.е. «с понятием о Боге как моральном Творце мира». В этой связи он считал естественную религию наиболее свершенной формой религиозного отношения к Богу и называл её в своих лекциях по философской теологии «субстратом всей религии и наиболее твёрдым основанием всех моральных принципов». Представления Д. Юма и И. Канта о естественной религии были подвергнуты критике Фридрихом Шлейермахером (1768–1834 гг.), который в «Речах о религии» («Über die Religion», 1799 г.) указывал на то, что не следует искать или конструировать естественную религию как новое отражение идеальной бесконечной религии в конечном, поскольку существующие положительные религии, и прежде всего, христианство, есть единственные исторически адекватные формы религиозности. Ф. Шлейермахер характеризовал естественную религию как «неопредёленную, скудную и жалкую идею…, которая сама по себе не способна существовать». В целом в европейской литературе XIX–XX вв. интерес к проблематике естественной религии неуклонно уменьшался: её основное содержание оказывается перемещённым в область теоретической естественной теологии (позже – также философской теологии), тогда как критические настроения по отношению к традиционному христианству и постулирование верховенства автономной морали постепенно окончательно теряют необходимость в связи с Богом как обусловливающим их принципом и принимают антропоцентрический и атеистический характер. Употребительным понятие естественной религии остаётся лишь внутри религиоведения и философии религии, где этот термин применяется для описания фундаментальной религиозной способности человека, которая интерпретируется в самых общих терминах, например, как способность перехода от эмпирического конечного к обусловливающему его бесконечному началу или же как «вопрос человеческой экзистенции». Учитывая неоднозначность употребления термина «естественная религия» в различные исторические периоды и у различных авторов, исследователи XX в. пытались найти общее понятие, которое оказалось бы достаточно широким, чтобы учесть все возможные коннотации термина.

 



 
PR-CY.ru