ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ - Страница 8

Деистические представления о естественной религии подвергались серьёзной критике как со стороны традиционалистски настроенных христианских мыслителей, так и со стороны занимавших более радикальную позицию по отношению к религии атеистов и материалистов. Первая позиция была ярко представлена Дж. Лилендом (1691–1766 гг.), который, признавая, что при творении прародителям было дано Богом «знание о религии в её основных и фундаментальных принципах», отрицал способность природного человеческого разума реконструировать эти принципы без Божественной помощи. Наиболее видным представителем второй позиции был Дэвид Юм (1711–1776 гг.), который подверг в сочинениях «Диалоги о естественной религии» («Dialogues Concerning Natural Religion», опубликовано посмертно в 1799 г.) и «Естественная история религии» («The Natural History of Religion», 1757 г.) основное содержание естественной религии критике с позиций скептицизма и эмпиризма. Согласно Д. Юму, предлагаемое в естественной религии доказательство бытия Божия, исходящее из упорядоченности мира, не имеет под собой никаких эмпирических оснований и потому не может быть принято разумом как убедительное. Постулирование разумного Творца он рассматривал как неоправданную антропоморфизацию Бога, утверждая, что существование порядка в мире можно куда более удачно объяснить материальными причинами, приняв секуляризованный ньютоновский механицизм. Д. Юм отвергал также и деистическое представление об изначальной естественной религии как монотеизме, попытавшись доказать, что религия берёт начало в политеистическом почитании природных сил, которое коренится в чувстве страха, неуверенности и надежде. Сам Д. Юм определял естественную религию как нечто «противоположное тому, что обычно называется религией», и указывал, что она состоит «лишь в моральной практике и понимающем согласии с положением о существовании Бога» и исключительно в этих границах может приниматься как философски значимое построение. При этом Д. Юм (среди исследователей остаётся дискуссионным вопрос, притворно или искренне) утверждал, что скептицизм в действительности призван очистить разум от суеверий и привести его к чистому восприятию откровенной религии: «Быть философом-скептиком является для учёного первым и самым существенным шагом к тому, чтобы стать здравым верующим христианином», поскольку «человек, в должной мере сознающий несовершенства человеческого разума», вынужден будет обратиться «к истине откровения». Позиция Д. Юма была воспринята и развита в немецкой философии Иммануилом Кантом (1724–1804 гг.), который ещё больше усилил акцент на моральном значении естественной религии, по сути, сведя её к основанию для совокупности рационально постигаемых моральных нормативов.

 



 
PR-CY.ru