ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ - Страница 7

В современной научной литературе естественная религия часто прямо отождествляется с деизмом, что, однако, неправомерно сужает область применения понятия «естественная религия», сводя его исключительно к конкретному историческому направлению религиозной мысли. Желая избежать такого сужения смысловой области термина «естественная религия», многие исследователи предлагают, напротив, рассматривать деизм как частный случай естественной религии, не исчерпывающий собой всего объёма этого понятия. В близком к деистическому значении термин «естественная религия» широко употреблялся деятелями французского Просвещения, например, Жан Жаком Руссо (1712–1778 гг.) и Дени Дидро (1713–1784 гг.). Последний посвятил проблематике естественной религии специальный трактат «О достаточности естественной религии» («De la suffisance de la religion naturelle», опубликован в 1770 г.), в котором попытался доказать, что все положительные религии берут своё начало от человека и суть не более, чем «человеческие слова», тогда как естественная религия происходит непосредственно от Бога. Её целью является познание «существенных вещей» и научение исполнению «важных обязанностей человека», очевидных из общего порядка природы. Дени Дидро отрицал разделяемое многими христианскими авторами мнение об осуждении язычников, живших до пришествия Христа, и писал, что «естественная религия была столь же достаточной для спасения тех, кто жил по её закону, сколь закон Моисеев (достаточен) для иудеев и христианский закон для христиан». По мысли Дени Дидро, всё, что имеет начало, с необходимостью должно иметь конец; и иудаизм, и христианство некогда начались и потому неизбежно закончатся. По его мнению, «нет ни одной религии на земле, время начала которой неизвестно, за исключением естественной религии», поэтому именно эта религия будет существовать вечно. Все же положительные религии суть погрязшие в суевериях «секты» подлинной естественной религии. Сходные мысли развивал и Ж.Ж. Руссо; например, во входящем в роман «Эмиль, или О воспитании» «Исповедании веры савойского викария» он, в частности, говорит о том, что «Высочайшие представления о Божестве происходят исключительно из нашего разума (par la raison seule)», и утверждает, что если бы человек слушал то, что Бог говорит ему через его разум, «на земле существовала бы только одна религия», отождествляемая им с естественной религией. Собственно религиозно-теологическое содержание в этих интерпретациях естественной религии сводится к минимуму, в результате чего у многих французских мыслителей Нового времени, например Поля Анри Гольбаха (1723–1789 гг.), элементы естественной религии постепенно трансформируются уже в откровенно атеистические воззрения.

 



 
PR-CY.ru